Этюд в литературе – это небольшое произведение, в котором автор стремится максимально правдиво передать свои ощущения, эмоции, впечатления от какого-либо события или предмета.
Основные этапы и особенности драматургии А. С. Пушкина
Несмотря на то, что А. С. Пушкин написал небольшое число произведений для театра, его драмы и с художественной стороны, и с идейной являются самыми значительными в его наследии. Все драмы, кроме набросков комедии об игроке и трагедии о Вадиме Новгородском, были написаны в 1825-1835 гг., в период полной зрелости творчества поэта.
А.С. Пушкин в законченном виде оставил всего пять пьес – «Борис Годунов» и четыре «Маленькие трагедии».
Творчество Пушкина-драматурга делится на четыре этапа:
- Первый этап – 1821-1822 гг. К этому этапу относятся отрывки и планы двух произведений: «Игрок» и «Вадим». Это был период расцвета романтизма в творчестве писателя и время высшего подъема его революционных настроений;
- Второй этап – трагедия «Борис Годунов» (1825 год). В этой драме отразился отход Пушкина от романтического направления;
- Третий этап – 1826-1831 гг. – представлен «Маленькими трагедиями» и незавершенной пьесой «Русалка»;
- Четвертый этап драматургического творчества А.С. Пушкина совпадает с началом нового подъема в русской общественной жизни и, как следствие, в литературе (1830-е годы). В произведениях писателя оживляется тема освободительного движения.
«Маленькие трагедии». История создания
В сентябре 1826 года А.С. Пушкин вернулся из ссылки. Столичное дворянское общество находилось в состоянии глубокого политического и морального упадка, явившегося результатом разгрома декабристского движения и расправы над его участниками. Из русской литературы на несколько лет исчезают связанные с освободительным движением темы. В творчестве Пушкина появляется тема государственности с ее противоречиями («Тазит», «Полтава», «Арап Петра Великого». С другой стороны, в его творчестве углубляется психологическая проблематика (прозаические наброски, роман в стихах «Евгений Онегин»). Тонкий и глубокий анализ психологии человека преимуществе составляет содержание и нового этапа драматургии А.С. Пушкина.
По мнению Пушкина, в «Борисе Годунове», где основное внимание уделяется массовой общественной борьбе и политическим событиям, душевная жизнь персонажей раскрывается недостаточно глубоко. Поэт в письме Вяземскому признавался, что смотрел на произведение с политической точки зрения, изображал Годунова как политического деятеля и не углублялся в его индивидуальную психологию.
Поэтому после этого произведения Пушкину захотелось в драматической форме выразить важные наблюдения и открытия в области человеческой психологии, накопившиеся в его творческом опыте. Но писать большую философскую или психологическую трагедию Пушкин не собирался. Поэт решил создать несколько коротких пьес, драматических этюдов. В них поэт хотел в острой сюжетной ситуации с максимальной правдивостью и глубиной раскрыть человеческую душу, охваченную какой-либо страстью или проявляющую свои свойства в особых, необычных обстоятельствах. Сохранился и список драматических этюдов, задуманных А. С. Пушкиным:
- «Ромул и Рем»,
- «Скупой»,
- «Дон Жуан»,
- «Моцарт и Сальери»,
- «Курбский»,
- «Иисус»,
- «Павел I»,
- «Беральд Савойский»,
- «Дмитрий и Марина»,
- «Влюбленный бес».
Названия задуманных пьес и то, как писатель осуществил некоторые замыслы, свидетельствуют о том, что Пушкина интересовали противоречия и острота человеческих чувств: зависть, скупость, честолюбие, способное довести до преступления, а также любовные страсти, ставшие главным содержанием и смыслом жизни.
Из списка драматических замыслов писатель осуществил лишь три: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость» («Дон Жуан»). Над этими произведениями Пушкин работал в 1826-1830 гг. и закончил их осенью 1830 года в Болдине. Здесь же Пушкин написал еще одну трагедию, которая не входила в список – «Пир во время чумы».
Особенности драматургии Пушкина в «Маленьких трагедиях»
«Маленькие трагедии» в ряде черт отличаются от пьесы «Борис Годунов». А.С. Пушкин в «Маленьких трагедиях» не стремится к прозаизму, снижению чувств и их выражения, положений, что было характерным для начального периода развития его реализма и имело в определенной степени полемический характер. Писатель не боится максимального заострения ситуаций. Он создает в драме редко встречающиеся обстоятельства, при которых иной раз обнаруживаются неожиданные стороны человеческой души. В «Маленьких трагедиях» часто сюжет строится на контрастах. Так, скупец – это не обычный буржуа-ростовщик, а феодал, рыцарь. Прославленный композитор Сальери из зависти убивает своего друга Моцарта, пир происходит в то время, когда в городе бушует чума.
Пушкин, стремясь к краткости, в «Маленьких трагедиях» использует исторические и традиционные литературные сюжеты и образы. Появление знакомых зрителям Моцарта или Дон Жуана избавляет от необходимости длинной экспозиции, разъясняющей характеры и взаимоотношения героев. Этой же цели служит введение фантастических образов (ожившая статуя Командора). Этого писатель не мог позволить себе в драме «Борис Годунов». В «Каменном госте» фантастика носит заведомо символический, условный характер и дает в ярком поэтическом образе реалистическое обобщение.
В «Маленьких трагедиях» Александр Сергеевич чаще использует чисто театральные средства художественного воздействия (например, в «Моцарте и Сальери» музыка играет решающую роль в развитии сюжета). Наполненная мертвецами телега, проезжающая мимо пирующих во время чумы, одинокий «пир» скупого рыцаря, появление статуи Командора – это не внешние сценические эффекты, а элементы драматического действия, которые углубляют его смысловое содержание . Пушкин в «Маленьких трагедиях» создает новую вариацию жанра – одноактные произведения, сжатая форма которых требует особой организации композиции. Автор сразу концентрируется на действии, а ситуации обострены до предела. Поэт показывает пик психологического состояния, благодаря чему читатель сразу погружается в атмосферу напряженного внутреннего размышления.