Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Цели художественной литературы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Цели художественной литературы

Художественная литература

Определение 1

Под понятием «художественная литература» подразумевают вид искусства, в котором в качестве материала для произведений используют человеческую речь и литературный язык. Художественная литература объединяет в себе и авторские произведения и народные, не имеющие авторства.

Специфическими характеристиками художественной литературы являются:

  • основной материал – человеческий язык и речь
  • основной предмет литературы – это человек во всех его проявлениях
  • продукт художественной литературы – художественное произведение, имеющее или не имеющее автора

Опыт, который мы получаем из художественных произведений, сложно переоценить. Благодаря ему мы не только можем выстроить свою жизненную позицию, опыт, который мы извлекаем из книг помогает в решении повседневных проблем и конфликтов, так как большинство таких проблем и конфликтов были описан ранее в произведениях художественной литературы. Наша задача перенять этот опыт и суметь внедрить его применение в нашу собственную жизнь. Таким образом когда мы читаем художественные произведения мы познаем сложность жизни.

Замечание 1

Помимо того, что мы видим жизнь других людей на страницах произведений, мы так же узнаем личную точку зрения автора. В своем произведении он выражает свой собственный внутренний мир через героев, их характеры, их поведение в тех или иных ситуациях.

Литературные произведения являются еще и отражением эпохи. Литературные произведения разных эпох демонстрируют нам социальные, общечеловеческие и глобальные проблемы того времени. Литература является первым отголоском настроения общества. Она может показать нам все то, что происходит внутри человека, в стране и в мире. Благодаря художественной литературе мы можем окунутся практически в любую эпоху и увидеть мир глазами ее современников.

Предмет художественной литературы

Художественная литература развивается уже на протяжении многих веков. За это время она настолько прочно проникла во внутренний мир человека, его взаимодействие с другими людьми и с действительностью, что на сегодняшний день ответ на вопрос, что является предметом художественной литературы несомненно прост – это человек. Но следует отметить, что человек не сразу занял центральное место в художественной литературе, для этого потребовалось некоторое время, знания, творческие способности. Если говорить о древней поэзии, то на том этапе человек еще совершенно не занимал центрального места в ней, в большинстве своём древняя поэзия воспевала священных животных, птиц и растения. Человеку же было отведено место служителя природы.

В Античной литературе на передний план уже начинает возводиться человек, но не в своем обычном обличии, а в обличии богов. Затем литература все больше начинает тяготеть к обычному человеку и описывать его жизнь, деятельность, чувства и эмоции.

Позднее писатели начинают делать все больший акцент именно на внутренних переживаниях героя, в произведениях появляется все больше психологизма и философии.

Замечание 2

Следует отметить, что предмет художественной литературы самым прямым образом связан с ее основными целями.

Цели

Первая цель художественной литературы вытекает из одной из ее функций. Литература знакомит своего читателя с представлениями о народе, о стране, эпохе. Литература помогает читателю понять природу человека, общества, места человека в этом обществе. Таким образом литература помогает читателю осознать свои собственные потребности и интересы.

Следующая цель вытекает из трансляционной функции, то есть она передает знания и опыт других поколений. Наиболее интересны в этом плане примеры древней художественной литературы, где опыт людей представлен в преданиях и легендах.

Еще одна важная цель художественной литературы заключается в помощи человеку адаптироваться в обществе, литература способствует личностному росту человека. Она позволяет нам через ее произведения «общаться» с людьми разных эпох, стран, возраста, профессий. Литература – одно из эффективных средств общения между людьми. Особенно хорошо с этой задачей справляются произведения сатирического жанра, сатирические произведения, а также автобиографические произведения.

Цель художественной литературы дать оценку эпохе, которая описывается в произведении, указать на положительные и отрицательные аспекты. Но следует учитывать, что оценка эта чаще всего будет носить субъективный характер. Многие произведения предлагают читателю самому сделать выводы и оценить происходящие события.

Художественная литература также способна влиять на взгляды людей, активировать творческие способности, мотивировать его к самовыражению. Литература не навязчиво демонстрирует нам идеальный прекрасный образ.

По мимо всего прочего, художественная литература обладает способностью влиять на чувства человека. Она преображает духовную сторону жизни человека. Цель литературы дать читателю эстетическое наслаждение.

Литература так же помогает нам восстановить свой баланс духовных сил. Литература – это творческий процесс, автор во время написания своего произведения тратит огромное количество своей духовной энергии. Эта энергия в последствии передается через литературное произведение читателю. Некоторые считают, что литератур способно исцелять и это действительно от части так. Она демонстрирует некую профилактику душевных заболеваний общества.

Еще одна цель художественной литературы состоит в воспитании в человеке индивидуального и общественного сознания. Произведения художественной литературы учат воспринимать красоту этого мира, доброту, приводят пример правильного поведения и гармоничного развития человека, и общества. Писатели пишут о любви, чести, долге, благородстве. Литература способна воспитать людей сильных духом.

Функции художественной литературы

Из основных целей художественной литературы вытекают ее основные функции:

  • познавательная функция
  • трансляционная функция
  • коммуникативная функция
  • оценочная функция
  • эмоциональная функция
  • эстетическая функция
  • рекреационная функция
  • воспитательная функция