«Петербургские повести» — это общее название ряда произведений Н.В. Гоголя, объединенных общим местом действия, и название сборника, составленного из них.
История создания, идея, сюжет произведения
Идея создания повести «Портрет» у Н.В. Гоголя появилась в 1832 году. В 1835 году в сборнике «Арабески» была опубликована первая редакция произведения. Позже, в 1841 году, писатель вносит в книгу ряд существенных изменений. Новая версия повести вышла в третьем номере журнала «Современник».
Мотив обладающего зловещей силой изображения Н.В. Гоголю был навеян модным в то время романом Метюрина «Мельмот Скиталец». Эти произведения роднит и образ жадного ростовщика. В образе дельца, портрет которого меняет жизнь Чарткова, можно услышать отголоски мифа о «Вечном жиде» Агасфере, который не может обрести покой.
В названии повести кроется идейный замысел произведения. Писатель не случайно так называет свое творение. Именно портрет – краеугольный камень повествования. Он позволяет расширить жанровый диапазон произведения от повести до детектива. Портрет наполнен особым идейным содержанием – он является символом порочности и алчности.
Действие повести происходит в Петербурге. Молодой талантливый художник Чартков испытывает крайнюю нужду, но на последние деньги в лавке на Щукином дворе покупает портрет старика, глаза которого «глядят, как живые». С этого момента в жизни героя стали происходить удивительные перемены. Однажды Чарткову приснилось, что старик ожил и высунул из рамы мешок с золотом. Утром в раме картины Чартков обнаружил золотые червонцы. Художник переехал в лучшую квартиру, купил все необходимое для живописи в надежде развить свой талант и посвятить свою жизнь искусству. Но все вышло иначе. Чартков стал популярным и очень модным художником, основной деятельностью героя стало написание заказных портретов. Однажды Чартков увидел творение своего товарища, пробудившее в нем былой интерес к настоящему творчеству. Однако было слишком поздно – рука больше не слушается, кисть выполняет только заученные штрихи. Тогда Чартков приходит в настоящее бешенство: он скупает лучшие полотна и уничтожает их. Вскоре герой погибает.
Во время аукциона, на котором продается имущество Чарткова, один человек заявляет свои права на портрет, купленный Чартковым. Этот человек рассказывает описание портрета и его предысторию и признается в том, что он – сын автора этой работы. Однако полотно во время аукциона загадочным образом исчезает.
Тематика и проблематика произведения
В своей небольшой повести Гоголь затрагивает множество тем, касающихся различных сфер жизни:
- Тема творчества;
- Тема добра и зла;
- Тема богатства.
Писатель представляет в повести двух художников. Один стремится к изучению работ признанных мастеров, но совершенно не против обрести славу более легким путем. Второй художник в первую очередь работает над собой, своими желаниями, стремлениями, страстями. Искусство для него – часть его религии и философии, его жизни, и оно не может противоречить ей. Он чувствует ответственность перед творчеством, считает, что сначала нужно доказать свое право им заниматься.
Тема добра и зла в повести выражена через искусство и через богатство. С одной стороны, творцу необходимы средства, чтобы иметь возможность свободно заниматься творчеством, развивать свой талант. На примере главного героя Гоголь показывает, что изначально благие намерения вложить средства в свое совершенствовании впоследствии могут обернуться гибелью, в первую очередь, гибелью души. Писатель показывает, что человек способен все преодолеет, если в нем есть сила. А Чартков продемонстрировал слабость духа, поэтому и сгинул.
Зло задевает не только Чарткова, подверженного соблазнам успеха, но и отца художника Б., написавшего портрет ростовщика, похожего на дьявола и ставшего нечистой силой. Написав портрет зла, «честный прямой человек», обладающий «твердым характером», чувствует «тревогу непостижимую», зависть к успехам своих талантливых учеников, отвращение к жизни. он не может уже писать добро, его кистью водит «нечистое чувство», а в картине, написанной для храма, «нет святости в лицах».
Тема богатства – еще одна важная тема повести. В «Портрете» она представлена как способ обрести счастье. Кажется, что вот бы немного денег, и жизнь будет прекрасной: будет счастливый брак с красавицей, кредиторы наконец оставят семью в покое, приобретется все, что нужно для творчества. Но на деле все выходит по-другому. У денег, кроме удовлетворения потребностей, есть и другая стороны: порождение алчности, малодушия и зависти.
В повести Н.В. Гоголь поднимает ряд проблем:
- Проблема искусства;
- Тщеславие;
- Бедность.
Писатель предлагает главному герою своего произведения два пути: писать заказные портреты или заниматься совершенствованием своего таланта, но без претензий на достаток. Чартков оказывается перед непростым выбором: ему для развития таланта необходимы средства на материалы для творчества, но многочасовой труд и бесславие не принесут никаких денег. Есть возможность быстро разбогатеть, однако написание заказных портретов не способствует повышению уровня мастерства. Принимая решение, важно помнить о том, что следующий по пути мастера-инока, даже если ошибется, может спастись, а идущий по легкой дороге никогда не сможет избавиться от «затверженных форм».
Неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Он сначала делает вид, что не узнает своего учителя, затем соглашается терпеть все капризы клиентов ради славы и денег. Порицание классиков становится предзнаменованием грядущей беды, а результатом этого пути стало сумасшествие.
Перед большинством персонажей повести «Портрет» стоит проблема бедности. Именно бедность не позволяет молодому художнику свободно заниматься творчеством. Один из героев второй части из-за своего материального положения не имеет возможности жениться на любимой девушке. Но бедность – проблема не только материальная, но и духовная. Богатство сводит героев с ума, делает их завистливыми, алчными. По мнению писателя, малодушный человек не в состоянии справиться с большими деньгами – они его губят.