Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Добро и зло в повести «Портрет» Николая Гоголя

Замечание 1

«Петербургские повести» — это общее название ряда произведений Н.В. Гоголя, объединенных общим местом действия, и название сборника, составленного из них.

История создания, идея, сюжет произведения

Идея создания повести «Портрет» у Н.В. Гоголя появилась в 1832 году. В 1835 году в сборнике «Арабески» была опубликована первая редакция произведения. Позже, в 1841 году, писатель вносит в книгу ряд существенных изменений. Новая версия повести вышла в третьем номере журнала «Современник».

Замечание 2

Писатель изменил диалоги, эпитеты, ритмику изложения, фамилию главного героя («Чартков» вместо «Чертков»).

Мотив обладающего зловещей силой изображения Н.В. Гоголю был навеян модным в то время романом Метюрина «Мельмот Скиталец». Эти произведения роднит и образ жадного ростовщика. В образе дельца, портрет которого меняет жизнь Чарткова, можно услышать отголоски мифа о «Вечном жиде» Агасфере, который не может обрести покой.

В названии повести кроется идейный замысел произведения. Писатель не случайно так называет свое творение. Именно портрет – краеугольный камень повествования. Он позволяет расширить жанровый диапазон произведения от повести до детектива. Портрет наполнен особым идейным содержанием – он является символом порочности и алчности.

Действие повести происходит в Петербурге. Молодой талантливый художник Чартков испытывает крайнюю нужду, но на последние деньги в лавке на Щукином дворе покупает портрет старика, глаза которого «глядят, как живые». С этого момента в жизни героя стали происходить удивительные перемены. Однажды Чарткову приснилось, что старик ожил и высунул из рамы мешок с золотом. Утром в раме картины Чартков обнаружил золотые червонцы. Художник переехал в лучшую квартиру, купил все необходимое для живописи в надежде развить свой талант и посвятить свою жизнь искусству. Но все вышло иначе. Чартков стал популярным и очень модным художником, основной деятельностью героя стало написание заказных портретов. Однажды Чартков увидел творение своего товарища, пробудившее в нем былой интерес к настоящему творчеству. Однако было слишком поздно – рука больше не слушается, кисть выполняет только заученные штрихи. Тогда Чартков приходит в настоящее бешенство: он скупает лучшие полотна и уничтожает их. Вскоре герой погибает.

«Добро и зло в повести «Портрет» Николая Гоголя» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Во время аукциона, на котором продается имущество Чарткова, один человек заявляет свои права на портрет, купленный Чартковым. Этот человек рассказывает описание портрета и его предысторию и признается в том, что он – сын автора этой работы. Однако полотно во время аукциона загадочным образом исчезает.

Тематика и проблематика произведения

В своей небольшой повести Гоголь затрагивает множество тем, касающихся различных сфер жизни:

  • Тема творчества;
  • Тема добра и зла;
  • Тема богатства.

Писатель представляет в повести двух художников. Один стремится к изучению работ признанных мастеров, но совершенно не против обрести славу более легким путем. Второй художник в первую очередь работает над собой, своими желаниями, стремлениями, страстями. Искусство для него – часть его религии и философии, его жизни, и оно не может противоречить ей. Он чувствует ответственность перед творчеством, считает, что сначала нужно доказать свое право им заниматься.

Тема добра и зла в повести выражена через искусство и через богатство. С одной стороны, творцу необходимы средства, чтобы иметь возможность свободно заниматься творчеством, развивать свой талант. На примере главного героя Гоголь показывает, что изначально благие намерения вложить средства в свое совершенствовании впоследствии могут обернуться гибелью, в первую очередь, гибелью души. Писатель показывает, что человек способен все преодолеет, если в нем есть сила. А Чартков продемонстрировал слабость духа, поэтому и сгинул.

Зло задевает не только Чарткова, подверженного соблазнам успеха, но и отца художника Б., написавшего портрет ростовщика, похожего на дьявола и ставшего нечистой силой. Написав портрет зла, «честный прямой человек», обладающий «твердым характером», чувствует «тревогу непостижимую», зависть к успехам своих талантливых учеников, отвращение к жизни. он не может уже писать добро, его кистью водит «нечистое чувство», а в картине, написанной для храма, «нет святости в лицах».

Тема богатства – еще одна важная тема повести. В «Портрете» она представлена как способ обрести счастье. Кажется, что вот бы немного денег, и жизнь будет прекрасной: будет счастливый брак с красавицей, кредиторы наконец оставят семью в покое, приобретется все, что нужно для творчества. Но на деле все выходит по-другому. У денег, кроме удовлетворения потребностей, есть и другая стороны: порождение алчности, малодушия и зависти.

В повести Н.В. Гоголь поднимает ряд проблем:

  • Проблема искусства;
  • Тщеславие;
  • Бедность.

Писатель предлагает главному герою своего произведения два пути: писать заказные портреты или заниматься совершенствованием своего таланта, но без претензий на достаток. Чартков оказывается перед непростым выбором: ему для развития таланта необходимы средства на материалы для творчества, но многочасовой труд и бесславие не принесут никаких денег. Есть возможность быстро разбогатеть, однако написание заказных портретов не способствует повышению уровня мастерства. Принимая решение, важно помнить о том, что следующий по пути мастера-инока, даже если ошибется, может спастись, а идущий по легкой дороге никогда не сможет избавиться от «затверженных форм».

Неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Он сначала делает вид, что не узнает своего учителя, затем соглашается терпеть все капризы клиентов ради славы и денег. Порицание классиков становится предзнаменованием грядущей беды, а результатом этого пути стало сумасшествие.

Перед большинством персонажей повести «Портрет» стоит проблема бедности. Именно бедность не позволяет молодому художнику свободно заниматься творчеством. Один из героев второй части из-за своего материального положения не имеет возможности жениться на любимой девушке. Но бедность – проблема не только материальная, но и духовная. Богатство сводит героев с ума, делает их завистливыми, алчными. По мнению писателя, малодушный человек не в состоянии справиться с большими деньгами – они его губят.

Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot