Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дневник как средство духовного развития личности. Дневник молодого Толстого

Определение 1

Дневник — это совокупность фрагментарных записей «для себя», которые делаются регулярно и как правило, сопровождаются указанием даты.

Самосозерцание и размышления в раннем дневнике Л.Н. Толстого 1846-1847 гг.

Дневники Л.Н. Толстого являются неотъемлемой частью его биографии и литературного наследия. В дневниках запечатлена неустанная работа мысли великого писателя, его глубоки раздумья о жизни и социально-нравственные искания.

Главное содержание ранних дневников писателя состоит в разложении собственной душевной жизни на определенные состояния, в непрерывном, напряженном самонаблюдении.

Замечание 1

В дневниках идет речь не о натуре писателя, а об актах его творческого сознания. Он говорит не о том, что ему дано природой, а о том, что выработано им в поисках нового творческого начала.

Вести дневник писатель начинает в 1846-1847 году, во время своего пребывания в Казанском университете. На тот момент Толстому было 18 лет. Писатель недавно оторвался от семьи, а впереди его ждет полная неизвестность. Он погружен в самосозерцание и размышление. В дневнике отсутствуют внешние впечатления, все внимание молодого Толстого обращено на формулирование мыслей, на установление правил для работы и жизни. С самого начала тон дневников – педагогический. Писателя не интересует отвлеченная философия, ему важны конкретные результаты. Он говорит о том, что проще написать десять томов философии, чем проложить хоть одно начало к практике. Поэтому философствование Толстого основано не на его стремлении к выработке какой-либо научной теории, а в первую очередь на интересе к процесс мысли, к движениям рассудка. Первые опыты философских размышлений Толстого неслучайно производят впечатление нарочитой логичности, которой он словно любуется со стороны. Также неслучайно и то, что темы и стиль этих опытов кажутся взятыми из каких-то старинных рассуждений или учебников. Так, вопрос о пользе уединения, сам характер поучений и афоризмов напоминают образцы рассуждений й8 века – века доверия к разуму.

«Дневник как средство духовного развития личности. Дневник молодого Толстого» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сопоставление дневника Толстого с философией 18 века тоже не случайно – творчество писателя имеет глубокое родство именно с 18 столетием. Именно в нем – традиции многих приемов и форм Толстого. И показательным в этом смысле оказывается выбор им «Наказа» Екатерины для университетских занятий. Но работа над «Наказом» писателя интересует больше как выполнение правила, но тем не менее, этот выбор не случае. Толстому чужда философия, которая опирается на интуицию и метафизические предпосылки. Он предпочитает стройное течение силлогизмв, так как его внимание сосредоточено не на самой философии, а на методе логизирования.

Характерным является еще один вопрос, который Толстой поднимает в своем раннем дневнике. Писатель задается вопросом о том, какова цель жизни человека? Сам вопрос типичен, но типично и построение ответа. Синтаксис рассуждения, повторения «стану ли», «начну ли», общий стиль, обороты речи – все является типичным для философских построений 18 века.

Из дальнейшего творчества писателя понятно, что его влечение к 18 веку – закономерное и органическое явление, а французская и английская литература этого времени составляет его главное чтение, в то время как популярная в России 1820-1840-х годов немецкая романтическая литература писателя не интересует. Любимыми авторами Толстого оказываются Стерн и Руссо. Толстой не чужд и сентиментальной традиции – именно таким является стиль его писем к Т.А. Ергольской. Следы сентиментальной традиции можно найти и в «Детстве».

Л.Н. Толстой старается подчинить правилам свою душевную жизнь. Писатель, как педагог, экспериментирует над собой. Главным содержанием дневников Толстого является:

  • Нравственная регламентация;
  • Желание точно определить план занятий и действие;
  • Составление расписания.
  • Эта регламентация прослеживается уже в первом дневнике Толстого, но особой силы достигает в дневниках 1850-1851 гг. Писатель выделяет правила, которые, по его мнению, ему помогут в жизни, если им неукоснительно следовать:
  • Что назначено, то обязательно исполнить, несмотря ни на что;
  • То, что делаешь, делай хорошо;
  • Никогда не справляться в книге, что забыл, а стараться вспомнить самостоятельно;
  • Постоянно заставлять ум работать, использовать возможности своего ума максимально;
  • Читать и думать громко;
  • Если кто-то мешает, говорить об этом прямо, но вежливо.

Весной 1847 года Толстой, решив бросить университет, ставит перед собой цели на ближайшие два года:

  • Изучить курс юридических наук, необходимых для итогового экзамена в университета;
  • Изучить языки: русский, французский, немецкий, английский, латинский, русский, итальянский;
  • Изучить практическую медицину, а также часть теоретической;
  • Изучить теорию и практику сельского хозяйства;
  • Изучить географию, историю, статистику;
  • Изучить гимназический курс математики;
  • Написать диссертацию;
  • Достигнуть совершенства в живописи и музыке;
  • Написать правила;
  • Изучить естественные науки;
  • Написать сочинение из всех изучаемых предметов.
Замечание 2

Конечно, это не программа реальных занятий, а скорее программа – самоцель.

Через весь дневник молодого Толстого проходит общая линия схематизации и теоретизирования.

Дневник 1850-1851 гг.

Дневник Толстого 1850-1851 года удивляет своим педантизмом и суровостью. Он наполнен расписаниями, правилами, регламентацией, определениями слабостей и т.д.

При этом характерно, что общие моральные правила интересуют писателя в этот момент меньше – Толстому нужна не этика сама по себе, а именно расписание, программа.

Полугодовой перерыв в ведении дневника дает писателю повод для подведения итогов. Он дает изображение своего «переворота». В его представлении душевная жизнь слагается из периодических смен, характер который ясно определяется.

Замечание 3

Подобное свойственно и героям художественных произведений Толстого (например, Левину, Вронскому, Пьеру Безухову), которые периодически переживают подобные «остановки». Во время них прошлое подвергается критике, вырабатывается новый план действий.

В первоначальной форме дневника Толстой занимался «напряжением воли, не заботясь о форме, в которой она проявлялась». Но затем самоиспытание обращается в исключительно-моральную сторону, и дневник на время становится кондуитом, журналом поведения, появляется новая цель для дневника – каждый день составлять отчет о слабостях, от которых писатель стремится исправиться.

Дневник для Толстого – это и журнал занятий, и место исповеди, и лаборатория первых литературных опытов. Помимо записей о собственной жизни, в дневнике много наблюдений над окружающей реальностью и над людьми, раздумий на философские, общественно-политические, эстетические и этические темы. Но в это период внимание писателя обращено преимущественно на себя, на самоанализ, планы на будущее, воспоминания о прошлом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot