Особенности лирики Ф. И. Тютчева
Лирика Ф. И. Тютчева сильно отличалась от того, что тогда печаталось в поэтических разделах журналов и альманахов того времени. Его стихотворения стали настоящим открытием для русских читателей.
Первый сборник В. И. Тютчева вышел в 1854 году под редакцией И. С. Тургенева. это стало вторым открытием Тютчева на родине, сборник имел колоссальный успех, а в 1868 году было опубликовано второе прижизненное издание стихотворений поэта.
Ф. И. Тютчев стал заметной фигурой в литературных и светских салонах. Он отличался остроумием, имел блестящее образование, одинаково хорошо писал и по-русски, и по-французски. Тютчев имел широкий круг знакомств при дворе и в правительственных кругах, а его мнение опытного политического мыслителя и дипломата высоко ценилось, к нему прислушивались, его уважали. Поэта знали Лев Толстой, Гончаров, Тургенев. Отзывы Тютчева об их романах отличались меткостью и оригинальностью.
Благодаря своему авторитету и этим связям Тютчев способствовал смягчению цензурной участи большого количества изданий, помогал ввозу в Россию книг, прежде запрещенных. Афоризмы поэта, отличавшиеся остротой и парадоксальностью, впоследствии вошли в особый сборник под названием «Тютчевиана». Также как статьи и афоризмы на русском языке, французские афоризмы, статьи и письма поэта изобилуют тонкими остротами, глубокими рассуждениями о политике и литературе.
Лирика Тютчева отличается краткостью, внутренней свободой, энергией сжатой поэтической мысли, его произведениям присущи смелые и неожиданные метафоры. Заслуга Тютчева состоит в том, что он вернул поэтической мысли ее лиризм, красоту и художественность, для чего изменил весь метафорический, ритмический и жанровый строй русского стиха. Тютчеву удалось избежать отработанные штампов и формул элегической школы романтизма. Поэт сумел найти новые формы для нового содержания.
К сожалению, до современности дошло не все лирическое наследие поэта. Часть его произведений была им сожжена или утеряна при разборе бумаг. Поэтому стихотворений, которые составляют лирику поэта, сохранилось достаточно немного. Гончаров насчитал несколько десятков произведений, Тургенев говорил о ста. А сам Тютчев просил не публиковать его произведения «на случай». У Тютчева много стихов на политическую тематику и переводов зарубежных поэтов. Среди этих стихотворений есть шедевры, содержащие великолепные строки, строфы и образы.
Тютчев как мастер малой поэтической формы
Но все же Тютчева называют непревзойденным мастером малой поэтической формы. Лучшие произведения лирика-мыслителя обычно короткие, состоящие из одной – трех строф. Необходимо заметить, что это не лирические фрагменты либо отрывки, это целостные, завершенные произведения. В этих коротких стихотворениях как нельзя лучше отражается удивительно емкая и подвижная мысль поэта. Эта мысль является не просто глубокой, она удивительно ясна и убедительна. Эта мысль гениально встроена в виде афоризма, стремительно разворачивающегося, в виде четкого высказывания. Мысль поэта в этих произведениях красива и завершена эффектным утверждением – образом. Тютчев не предается философствованию, однако его идеи вышли из школы классической философии.
Стихотворной миниатюрой называется небольшое произведение, имеющее строгую законченную форму и отличающееся глубиной содержания, афористичным выражением мысли автора.
Наиболее известное стихотворение Тютчева было написано в 1869 году. Полностью оно выглядит так:
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
На примере этого стихотворения видно, как живая, гибкая мысль поэта разворачивается внутри одного четверостишия. Эта мысль представляет собой единый рифмованный афоризм. Однако если присмотреться к ходу этой мысли, углубляющейся в идею и образ, и развитию самого стиха, можно убедиться в том, каким великим искусством композиции обладал поэт. Заслуживает особого внимания и особая постановка философской проблемы. В произведении речь идет о фундаментальной загадке бытия и месте человека в этом бытие. Этот вопрос является основным вопросом в философской науке. А поэт дает на него ответ, сталкивая ключевые слова «человека» и «века».
Это стихотворение свидетельствует о том, что Тютчев, увлекавшийся в молодости идеями Руссо, имеет свой собственный, особый взгляд на природу. Природа – это не только мир, который полон жизни, красок и звуков. Все это является лишь оболочкой, под которой скрывается сама тайна мироздания. Человек и природа в лирике Тютчева выступают как два живых существа, неразрывно связанных друг с другом и понимающие друг друга. В творчестве Тютчева мир природы переосмысливается заново.
Лирик поэтизирует каждую частичку природы, в результате рождается новый образ – Великой Матери Природы. Лирика Тютчева – это беседа с ней.
Поэт обновил метафоры. Лирическая смелость метафор Тютчева удивляла А. Фета, который сам являлся смелым лириком природы.
Новая поэтизация природы в качестве единого целого, а также открытие ее вечных богатств, забытых человеком, стала основной задачей Тютчева – лирика.
Тютчев писал стихотворения и на историческую тему. Такими стихотворениями являются «Наполеон» и «Цицерон». В этих произведениях великий национальный поэт выступает со своим неожиданным суждением о творцах мировой истории и о самой мировой истории. Даже трагедию декабристов Тютчев увидел и отразил как объективный, внимательный свидетель. Можно сказать, что взгляд Тютчева – это русский взгляд. Россия, вопреки своей тяжелой кровавой истории, несмотря на все трагические события, остается христианской страной. Это является главным для поэта. Он считает, что это дает веру и надежду, этим объясняется стойкость русского народа в любых испытаниях. Это обусловливает нахождение России в центре мировой истории.
Таким образом, творчество Тютчева привнесло много нового в русскую поэзию. Заслуга поэта заключается в следующем:
- возвращение красоты и лиризма поэтическому слову
- изменение метафорического, жанрового, ритмического строя стиха
- поиск новых форм и нового содержания
- новый взгляд на природу, на человека, историю, общество
- новые рассуждения о важнейших вопросах бытия.
И это далеко не полный список новшеств, которые поэт внес в отечественную поэзию.