Настоящий и ложный патриотизм – это одна из основных идей романа «Война и мир».
Художественный прием сравнения в романе Толстого «Война и мир»
Несмотря на то, что система персонажей романа «Война и мир» довольно развернута, главным героем произведения является русский народ. Настоящие качества человека проявляются тогда, когда он оказывается в сложных ситуациях. Нет ничего более ответственного, более страшного для каждого человека и для всего народа, чем война, которая, словно волшебное зеркало, способна отразить настоящее лицо каждого и сорвать маски псевдопатриотизма и притворства одних и подчеркнуть готовность к самопожертвованию, героизм других. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» русский народ изображен в период преодоления тяжелого испытания в виде Отечественной войны 1812 года.
В процессе изображения войны Л. Н. Толстой использует прием сравнительного сопоставления поведения и настроений военных и светского общества. Он сравнивает 1805-1807 годы, когда бои шли за пределами Российской Империи, и 1812-й год, когда французы вторглись на территорию государства.
Главным художественным приемом, используемым автором в произведении, является антитеза.
Толстой использует этот метод и в оглавлении романа, и в создании персонажей, и в параллельном ведении сюжетных линий. В романе герои противопоставлены друг другу и своими поступками, и моральными качествами, отношением к гражданскому долгу, а также проявлением чистого и ложного патриотизма.
Олицетворение чистого патриотизма
Война коснулась всех слоев общества. Многие стараются внести свой вклад в дело общей победы. Купцы и крестьяне раздают свое имущество лишь для того, чтобы оно не досталось врагам, жители Москвы и Смоленска уходят из своих домов, не желая жить под вражеским гнетом.
Толстой с особой гордостью и с особым проникновением создает образы русских солдат. Они продемонстрировали настоящий героизм и отвагу в эпизодах боев по Шенграбеном, Асутерлицем, Смоленском и на Бородинском сражении. Именно там и проявилось несравненное мужество солдат, их стойкость, любовь к Родине, готовность принести в жертву свою жизнь ради Отечества и свободы. Эти люди не стремятся выглядеть героями, каким-то образом подчеркнуть собственную удаль на фоне остальных, они просто стараются доказать свою преданность и любовь к Отчизне. Невольно в романе читается идея о том, что настоящий патриотизм никак не может быть позерским и показным.
Одним из наиболее ярких персонажей, являющимся олицетворением истинного патриотизма, в романе Л. Н. Толстого выступает Михаил Кутузов. Он, назначенный главнокомандующим русскими войсками вопреки императорской воле, сумел оправдать столь высокое доверие, возложенное на него.
Логичность назначения Кутузова лучше всего объясняют слова Андрея Болконского: «Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек».
Одно из сложнейших решений, которое пришлось принять полководцу во время Отечественной войны 1812 года – это приказ об отступлении. И лишь исключительно дальновидный, опытный и глубоко патриотичный полководец мог обременить себя ответственностью за подобное решение. Кутузов, как настоящий патриот, принимает сложное решение в пользу всего государства. Свою любовь к народу, свой патриотизм великий полководец демонстрирует и после изгнания французских захватчиков. Кутузов отказывается воевать за пределами своего государства, он считает, что русский народ сполна исполнил свой долг перед Родиной, и считает бессмысленным дальше проливать его кровь.
Особую роль писатель в романе отводит партизанам. Их Л. Н. Толстой сравнивает с дубиной, «поднявшейся со всей своей грозно и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, гвоздившей французов, пока не погибло все нашествие».
Дух искренней и настоящей любви к своей родной земле, к своему государству, характерен не только для военных, но и для мирного населения. Например, купцы бесплатно раздавали свой товар, чтобы ничего не досталось захватчикам. А семья Ростовых, несмотря на близившееся разорение, оказывает помощь раненым. Пьер Безухов вкладывает свои средства в формирование полка и даже, невзирая на последствия, предпринимает попытку убить Наполеона. Истинные патриотические чувства также характерны и многим представителям дворянства.
Ложный патриотизм в романе «Война и мир»
Но искренние чувства любви к Отчизне, разделение народного горя свойственны не всем героям романа. Толстой настоящим борцам с врагами противопоставляет ложных патриотов, продолжавших вести шикарную жизнь в салонах, посещать балы и говорить на языке захватчика. К таким лжепатриотам Толстой относит не только светское общество, но и большую часть офицерского состава русской армии. Большинство из них рассматривают войну как способ получения наград и возможность карьерного роста. В романе обличается та часть офицерства, которая сидит в штабах и не принимает участия в битвах, прикрываясь рядовыми солдатами.
Прием противопоставления в изображении истинного и настоящего патриотизма – одна из идейных линий произведения. Автор считает, что чувство любви к своей Родине продемонстрировали представители простого народа и проникнутые его духом дворяне. Те, кто в минуты всеобщего горя не находит покоя, и отражают настоящую любовь к Родине. Такая идея является одной из ключевых в романе «Война и мир». это убеждение Толстой изображает через мысли Пьера Безухова. Молодой человек осознает, что истинное счастье – это быть в единстве со своим народом.
К лжепатриотам автор относит следующих героев:
- Анатоля Кургаина;
- Элен Курагину;
- Анну Павловну Шерер.
Все сопереживание родной стране у этих людей проявляется в отказе от французского языка и французской кухни, которые были чрезвычайно популярны в то время.
Офицеры же боятся ответственности, и именно из-за этого Бородинское сражение закончилось не так, как должно было. Офицеры накануне сражения обсуждали не тактику ведения боя, а свои награды. В таких случаях решения принимать приходится «маленьким людям», таким, как капитан Тушин. Автор показывает, что единственной силой, способной победить врага, является русский народ, который жертвует собой ради благополучия Родины.