Русская эмиграция первой волны – это вынужденная массовая эмиграция из России, вызванная поражением Белых армий в Гражданской войне.
Биография И.Н. Голенищева-Кутузова
Илья Николаевич Голенищев-Кутузов является центральной фигурой русского литературного Белграда. Он оставил яркий след в культуре России и Югославии. И.Н. Голенищев-Кутузов родился в 1904 году в с. Натальино Саратовской области. До начала 1990-х годов в России он был известен в качестве крупного специалиста по западноевропейской литературе, исследователя славянского и европейского Возрождения, популяризатора югославских литератур и сербского эпоса, а систематическое изучение культуры русского зарубежья, которое осуществляется в последние десятилетия, открыло Голенищево-Кутузова как незаурядного поэта.
В Белграде, одном из центров русской эмиграции, бывали и публиковались многие известные русские писатели (И. Бунин, К. Бальмонт, А. Куприн и т.д.), но никто из них надолго не задержался. Особенностью литературы «русского Белграда» является то, что она создавалась молодежью, которая выросла вне России и творческая индивидуальность которой развивалась вдали от родины и вне родного языка.
Творческая индивидуальность И.Н. Голенищев-Кутузова начала формироваться вдали от родины. Отец поэта был офицером белой армии, в конце гражданской войны он покинул Россию. Югославия была единственной страной, которая согласилась принять на своей территории части белой армии. В эмигрантской прессе также распространилась информация о том, что Югославия признает дореволюционные документы об образовании и выделяет стипендии для русской молодежи. Очевидно, эти факты сыграли значительную роль при выборе страны пребывания.
В 1920 году И.Н. Голенищев-Кутузов поступил в Первую русско-сербскую гимназию. После ее окончания он поступил в Белградский университет на философский факультет, где занимался изучением сравнительного литературоведения, сербского и французского языков и литературы.
Во время Второй мировой войны Голенищев-Кутузов, как многие русские эмигранты, сражался в рядах народно-освободительной армии Югославии, принимал участие в освобождении Белграда.
После окончания войны Голенищев-Кутузов принял советское подданство и стал готовиться к возвращению. Однако разрыв межгосударственных отношений Югославии и СССР в 1948-1953 гг. не позволил реализовать намерение поэта. Его, как и многих выходцев из России, обвинили в шпионаже в пользу Советского Союза. После нескольких лет заключения Голенищев-Кутузов был депортирован в Венгрию. Возможность вернуться в Россию он получил лишь в 1954 году.
Творчество И.Н. Голенищева-Кутузова
Тяга к поэзии в Голенищеве-Кутузове проснулась довольно рано. В 1923 году он стал одним из организаторов поэтического кружка «Гамаюн». На тот момент поэту было девятнадцать лет.
С кружком «Гамаюн» связано рождение русского «белградского поэтического круга».
В сборнике «Гамаюн – птица вещая» было представлено поэтическое творчество молодых авторов. Названия кружка и сборника указывают на ориентиры, выбранные молодыми поэтами:
- Лирику А. Блока;
- Преемственность с русским искусством слова.
Эти черты являются характерными для всей эмигранткой поэзии, для которой А. Блок стал одним из самых почитаемых русских писателей.
Стихотворение «Гамаюн, птица вещая» было написано А. Блоком в 1899 году, когда в русском искусстве наблюдалась волна роста апокалиптических мотивов. Это произведение потрясает пророческим видением будущего России. Лирический герой стихотворения видит страшную картину приближающейся катастрофы. эта катастрофичность мироощущения была близка и И.Н. Голенищеву-Кутузову. Молодой поэт еще во время учебы в Париже познакомился с литературной элитой русской эмиграции, принимал участие в литературном обществе «Зеленая лампа», кружке «Перекресток», а также в Союзе молодых писателей и поэтов.
Наряду с классикой, поэта интересовали и проблемы современного состояния литературы, как эмигрантской, так и создаваемой в советской России.
Благодаря В. Ходасевичу, который покровительствовал «Перекрестку», Голенищев-Кутузов стал одним из популярнейших молодых критиков «Возрождения», на страницах которого часто выступал по широкому кругу вопросов культуры и литературы. Собственная поэзия Голенищева-Кутузова тоже публикуется в авторитетных эмигрантских изданиях, таких как «Русские записки», «Современные записки» и т. д в одной рубрике с творчеством признанных мастеров - Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Цветаевой.
Голенищев-Кутузов, как и другие поэты «Перекрестка», ориентировался на классическую традицию, опыт русского символизма, и уделял особое внимание форме стиха.
После возвращения из Парижа в Белград Голенищев-Кутузов придает новый импульс литературной жизни. Поэт много печатается в центральной газете «Политика», а также в «Мисао» и т.д. Голенищев-Кутузов создает новый поэтический кружок «Литературная среда», который стал самым представительным в истории «белградского поэтического круга».
В 1935 вышел сборник лирики Голенищева-Кутузова «Память». В сборник вошло более сорока стихотворений, объединенных в поэтические циклы:
- «Рим»;
- «Далматинский цикл»;
- «Сад Люксембурга»:
- «Эдем» и т.д.
Голенищев-Кутузов уделял большое внимание поддерживанию русской литературной традиции, но в то же время подчеркивает оригинальность эмигрантской поэзии.
Интеллектуальная насыщенность стихотворений Голенищева-Кутузова дополняется чертами, свойственными для символизма. Для произведений поэта характерными являются:
- Контрастность;
- Культ тайны;
- Игра света и тени;
- Особый размах поэтического пространства.
Основным мотивом поэзии Голенищева-Кутузова является мотив памяти, посвященный судьбе России и ее изгнанникам. Этот мотив реализуется как размышления о душе поэта, о перекличке времен. В стихах Голенищева-Кутузова родовая тоска, «родовая стихия» - особое эмоциональное состояние, осознание генетической связи с прошлым. Важнейшей частью мотива памяти является образ России, который раскрывается с помощью скифских и библейских мотивов («Лишь потому, что есть всему конец, / И времени, и смерти, и забвенью, / Что за чертою тонкою мертвец, / Облечься должен плотью воскресенья»).