Историософия – это раздел философии, который рассматривает вопросы об объективных закономерностях, духовно-нравственном смысле исторического процесса, способах реализации в истории человеческих сущностных сил, возможностях обретения общечеловеческого единства.
Тема античности в раннем творчестве Д.С. Мережковского
Эпоха античности всегда интересовала Д.С. Мережковского. К этой теме он обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Поэта с раннего возраста окружала атмосфера глубокого уважения к классической древности. Например, в поэме «Старинные октавы» Мережковский вспоминает о своих детских впечатлениях, которые стали источником его поэтического вдохновения. Поэт вспоминает о прогулках в старых петербургских парках, о поездках в места причерноморской античности в Крыму. Именно в Крыму он впервые ощутил прелесть южной природы. Мережковский много лет спустя в «Автобиографической заметке» вспоминает о «великолепном дворце в Ореанде», которая стала для него вечным символом древней Греции. Гимназическое образование было для Мережковского школой классики. Он учился в петербургской 3-й гимназии, считавшейся лучшей по уровню преподавания классических дисциплин. Безусловно, годы в гимназии дали поэту отличное знание древних языков, которые впоследствии позволили ему переводить Софокла, Эсхила, Еврипида.
В 1887 году вышел первый поэтический сборник поэта «Стихотворения», в который вошли произведения, написанные в традициях и стилистике гражданской поэзии 80-х годов. Но несмотря на народнический характер сборника, уже в ранней поэзии Мережковского намечаются классические мотивы и темы, которые станут основой зрелого творчества поэта. Мережковский начинает размышлять о современном состоянии культуры и определяет его как духовный кризис. Поэт называет позитивизм царством посредственности, утраты высоких идеалов.
Позитивизм – это философское направление, которое отрицает возможность познания закономерных отношений и связей действительности, считает, что роль науки ограничивается описанием явлений и фактов.
По мнению Мережковского, спасение культуры заключается в возврате к классическим традициям. Он считает, что именно в античности та полная гармония человека с природой, которая уже больше никогда не повторится в истории. Позже идеальный образ этой гармонии поэт описывает в стихотворении «Парфенон».
В раннем творчестве Мережковского природа рассматривается как одухотворенный универсум, дающий свободу и покой. Эта идея берет начало оптимистической традиции неоплатонизма, от античного обожествления природы. Затем, проходя через призму натурфилософии немецких романтиков, эта идея обогащается мотивами, которые поэт заимствует в поэтической системе А. Майкова и Ф. Тютчева.
Неоплатонизм – это завершающий этап развития античного платонизма. Его принципиальной новизной по сравнению со средним платонизмом является признание сверхбытийной природы первоначала и тождество ума-бытия как его первое проявление.
В поэзии Д. Мережковского природа является идеалом красоты, вольности, витальной полноты жизни. Природа у него – это сфера «по ту сторону добра и зла», дивный храм, в котором ничто не способно разрушить благоговейную тишину. Именно такой природа представлена в стихотворении «Молитва природы». Мотив величественного молчания природы встречается и в других стихотворениях Мережковского. Поэт часто противопоставляет величавую тишину природы ничтожной суетности человеческой жизни.
В 1884 году вышло стихотворение «Предчувствие», в котором поэт пишет о смене цивилизаций и поколений, противопоставляя короткий век человека вечности природы. Мережковский сравнивает природу с вечно юным божеством, называет ее неумирающей весной, величественными чертогами для празднества добра, мира, любви.
В этот же период поэт обращается к горацианским темам. Об этом свидетельствует появление перевода оды Горация (1883 год), в которой он воспевает свободное творчество и безмятежность сельского досуга.
Для Д.С. Мережковского поэтическое творчество – это выражение собственных духовных поисков. Поэт обращается к классическим образам и темам и создает особый поэтический мир, в котором в контекст современности органически вписываются исторические личности, герои, философы, отделенные веками.
Античные мотивы в сборнике «Символы»
В 1890-е годы Мережковский ежегодно совершает путешествия по Средиземноморью, продолжая изучать искусство, культуру, историю античности и эпохи Возрождения. В этот период интерес поэта к древней Греции был сосредоточен на трагическом мироощущении греческих драматургов.
Еще в 1888 году было напечатано переложение отрывка из «Смерти Клитемнестры» Еврипида.
Мережковский переводит произведения греческих драматургов:
- «Скованный Прометей» Эсхила;
- «Ипполита» Еврипида;
- «Эдипа-царя» Софокла;
- «Эдипа в Колонне» Софокла;
- «Медею» Еврипида.
В результате исследования современной литературной ситуации, у Мережковского возникла мысль о необходимости возрождения античной драматургии. По мнению поэта, трагическое мироощущение античного человека особенно близко и созвучно настроения конца 19-начала 20 веков. В этот же период поэт переводит роман «Дафнис и Хлоя» Лонга. В предисловии к переводу Мережковский проводит параллель между современной ему эпохой и эпохой эллинизма.
После путешествий Мережковский пишет множество стихотворений на античные и итальянские темы, мифы, сюжеты:
- «Титаны»;
- «Парфенон»;
- «Рим»;
- «Пантеон»;
- «Сорренто»;
- «Будущий Рим»;
- «Капри» и т.д.
Все эти произведения вошли в сборник «Символы (Песни поэмы)».
В ряде «римских» стихотворений, написанный Мережковским в 1891 году, отражена идея о соединении христианства и эллинства (например, эта тема отчетливо выражена в стихотворениях «Пантеон» и «Будущий Рим»).
Концепция античности у Д. Мережковского в 1890-е годы была обусловлена влиянием Ницше, чье творчество казалось поэту воскрешением истинного эллинского духа. Мережковскому казалась близкой богоборческая тема Ф. Ницше. Эта тема в сборнике «Символы» представлена в героическом аспекте («Везувий»). Античный мотив сверхчеловека в «Везувии» приобретает новое смысловое наполнение, обрастая новыми смыслами и дополняясь историческим опытом европейской мысли. Такую же эволюцию претерпевает и тема красоты. Стихотворение «Гимн Красоте» Мережковский создает в подражание античным гимнам. В этом произведении отражена авторская концепция Прекрасного, получившая развитии в дальнейшем прозаическом творчестве Мережковского, и ставшая в последствии одной из главных в рамках символизма.