Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика летописного и мемуарного древнерусских литературных стилей

Определение 1

Летописи – это исторические сочинения, события в которых излагаются по годовым объединениям – «погодным» статьям.

Стиль монументального историзма

Летописи – памятники исторической литературы и письменности Древней Руси. Записи в летописях велись в хронологическом порядке. Над созданием летописи работали многие летописцы, а новая летопись обязательно опиралась на предыдущие. Летописцы в свои тексты включали материалы других составителей. Отличительной особенностью летописи является то, что летописцы не просто описывали происходившие события, а давали им свои субъективные оценки и сопровождали их личными комментариями и дополнениями. Поэтому летопись можно охарактеризовать как свод разнородных жанров – в нее входили тексты погодных записей, материалы из княжеских архивов, воинские повести.

Летописание на Руси берет свое начало в первой половине 11 века. Центрами летописания были наиболее развитые крупные города – Новгород и Киев. Летописи обычно составлялись монахами, так как именно монастыри являлись в тот период центрами грамотности. Зачастую летопись составлялась по приказу князя, епископа или игумена. Иногда в летописи отражались события, угодные князю, и искажали реальность. Однако даже выполняя «заказ», составители летописей проявляли самостоятельность и независимость мысли, а иногда даже критиковали поступки и действия князей, если считали, что они заслуживают порицания. Стремление к правдивости – одно из важнейших условий составления летописи.

Замечание 1

Летописным рассказам, которые восходили к фольклорным преданиям, был характерен особый эпический стиль. В летописании 11-12 вв. преобладающим стилем стал стиль монументального историзма.

Это был первый развитой стиль в изображении человека. Он оказал влияние на всю литературу 11-13 вв. Стиль монументального историзма был тесно связан с феодальным общественным устройством, представлениями о чести, правах и долге, патриотических обязанностях феодала и т.д. Стиль монументального историзма развивается, главным образом, в следующих жанрах:

«Характеристика летописного и мемуарного древнерусских литературных стилей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • воинских повестях,
  • летописях,
  • повестях о княжеских преступлениях.

Наиболее отчетливо стиль монументального историзма проявляется в летописях, которые составлялись по велению князей, нежели в монастырских, епископских и городских. Характеристики людей и отношений между ними, а также идейно-художественный строй летописей составляют единое целое и подчиняются одним и тем же принципам феодального мировоззрения, обусловлены классовой сущностью взглядов летописца.

Летопись в своем отношении к событиям прямолинейно официальна. Официальна и связь между событиями. Для летописца история не имеет второго плана – экономической и психологической подоплеки. В свои записи летописец не вносит события частного характера, пишет только о официальных лицах, имеющих власть над людскими судьбами. При этом летописца не интересует частная жизнь этих официальных людей. И если он сообщает о свадьбах, пирах, о рождении детей у князя, то лишь потому, что это – события «династического порядка», официальные события в жизни княжества.

В стиле монументального историзма проявляется это стремление книжников обо всем судить с точки зрения целей и смысла человеческого существования. Для этого стиля характерным является стремление к рассмотрению предмета изображения с больших дистанций – временных, пространственных, иерархических. Действие в летописях перебрасывается из одного места в другое. Например, рассказ о событиях, происходивших в Киеве, сменяется рассказом о событиях в Новгороде, затем летописец говорит о событиях в Смоленске и т. д. Подобная особенность летописи обусловлена тем, что в ней соединяются различные источники. Кроме того, эта особенность характерна повествовательному стилю той эпохи и присуща и другим произведениям: Киево-Печерскому патерику, «Поучению» Владимира Мономаха, житию Бориса и Глеба и т. д.

В древнерусской литературе монументализм был связан с быстротой передвижения на больших пространствах. Герои совершают переходы из одного города в другой, из одного княжества в соседнее.

Историзм монументального стиля заключается в том, что в литературе того времени не было вымышленных событий и вымышленных лиц. Древнерусские книжники писали об исторически случившемся событии, а не о вымышленном.

Мемуарный стиль в древнерусской литературе

Жанр мемуаров своими корнями уходит в эпоху Древней Руси, однако свое развитие в русской литературе этот жанр получил только в 18 веке.

В 1570-1595 гг. Мартирий Зеленецкий, основатель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, написал автобиографические записки. Этот текст по своему функциональному значению представляет завещание устав игумена. Своеобразие этого текста состоит в том, что автор уделили внимание не изложению монастырских правил, а рассказу о создании монастыря, о знамениях и видениях, побудивших его основать обитель на Зеленом острове, окруженном болотами. Примечательна с точки зрения мемуаристки первая, исповедальная часть записок, в которой Мартирий рассказывает о своей попытке пустынножительства. Рассказ предназначался духовному отцу Мартирия, и представляет собой уникальную запись исповеди, которая, как правило, существовала только в устной форме.

Характерной чертой записок является отражение в повествовании устной речи, что проявляется в следующих особенностях:

  • употребление оборотов устной речи;
  • использование разговорной лексики;
  • переход от одного эпизода к другому;
  • нарушение хронологии событий.

Записки Мартирия Зеленцекого изобилуют жизненными подробностями и личностными психологическими деталями. Многие эпизоды содержат элементы сюжетного повествования. Автобиографическое произведение Мартирия сохранилось в списке второй половины 17 века.

Считается, что начало автобиографии и мемуарам в русской литературе было положено протопопом Аввакумом. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - это уникальный памятник древнерусской литературы. От других произведений своей эпохи «Житие» отличается нарочитой простотой и грубым языком. В этом произведении не отражаются литературные нормы и каноны. Аввакум Петров писал, что он слишком любит свой русский природный язык, чтобы украшать его «виршами философскими». До «Жития» в русской литературе не существовало автобиографических произведений. От канонических житий произведение Аввакума отличается обилием бытовых подробностей, например, о жене и об отношении автора к ней. Еще одна отличительная черта «Жития» Аввакума от классических житий заключается в композиции – произведение заканчивается не смертью героя, так как это автобиография.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot