Акмеизм – это течение в литературе, возникшее в России в начале 20 века и противостоящее символизму.
История создания произведения. Смысл названия
Изначально Анна Ахматова собиралась написать лирический цикл стихов о периоде реакции, застигшем врасплох разгоряченную революционную Россию. После окончания гражданской войны новое правительство, как известно, устроило показательные расправы над представителями общества, чуждыми пролетариату. Это была самая настоящая травля инакомыслящих. Одними из первых жертв нового режима стали ближайшие родственники поэтессы – ее супруг, Николай Гумилев, и сын, Лев Гумилев. Николая Гумилева расстреляли в 1921 году, обвинив в контрреволюционной деятельности. Льва Гумилева арестовали за то, что он носил фамилию отца. Именно с этой трагедии, гибели мужа, началась история создания поэмы «Реквием». Первые фрагменты произведения были написаны в 1934 году. В 1938-1940 гг. работа над поэмой была закончена. Поэма по понятным причинам не была опубликована.
В 1960-е годы А. Ахматова читала «Реквием» преданным друзьям, но всегда после прочтения сжигала рукопись. Но все же копии поэмы просочились в самиздат.
Самиздат – это запрещенная литература, переписанная от руки и передававшаяся из рук в руки.
Копии попали за границу, где были опубликованы без ведома и согласия автора.
Реквием – это религиозный термин, который обозначает траурную церковную службу по умершему человеку.
Известные композиторы это название использовали для обозначения жанра музыкальных произведений, служивших аккомпанементом католической заупокойной мессы. Например, широко известным является реквием Моцарта.
А. Ахматова использовала прямое значение этого смысла. Поэма «Реквием» посвящена узникам, осужденным на смерть. Поэма будто звучала из уст всех матерей, жен, дочерей, сопровождавших близких людей на смерть, будучи не в силах что-то изменить.
Жанр, направление, размер
В начале 20 века в культуре появилось новое направление – модернизм. Это направление было масштабнее и шире любого литературного направления и делилось на множество новаторских течений. А. А. Ахматова принадлежала к течению акмеизма, в основе которого лежали предметность образов и ясность слога. Акмеисты пытались поэтически преобразовать обыденные и даже неприглядные явления жизни. они стремились облагородить человеческую природу с помощью искусства.
«Реквием» - великолепный образец нового течения. Произведение полностью соответствует моральным и эстетическим принципам акмеизма:
- Классическая строгость;
- Предметные, ясные образы;
- Прямота стиля;
- Желание автора передать зверства поэтическим языком, чтобы уберечь потомков от ошибок.
«Реквием» - это поэма. По некоторым композиционным признакам произведение относят к эпическому роду, так как оно состоит из пролога, основной части, эпилога и охватывает не одну эпоху, открывает взаимосвязи между ними.
А. Ахматова выявляет тенденциозность материнского горя в русской истории и призывает потомков не забывать про него, не позволить повториться трагедии.
Стихотворный размер поэмы динамичен. Ритм переливается в другой. Отличается и количество стоп в строках. Обусловлено это тем, что поэма создавалась в течение долгого времени фрагментарно, стилистка автора менялась, менялось и ее восприятие случившегося.
Особенности композиции
На первоначальный замысел Ахматовой создать цикл автономны и законченных произведений указывают и особенности композиции поэмы. Кажется, что произведение написано кусками, урывками, будто автор неоднократно забрасывал ее и снова возвращался.
Композиция поэмы:
- Пролог – «Посвящение» и «Вступление». В этих главах автор вводит читателя в курс дела, показывает время и место событий.
- Первые 4 стиха - рассказ лирической героини о прошлом: арест сына, страшное одиночество.
- 5 и 6 глава – мать предчувствует смерть сына, мучается неизвестностью.
- Приговор.
- К смерти. В этой главе мать взывает к смерти, чтоб она пришла к ней тоже.
- 9 глава – свидание в тюрьме.
- Распятье.
- Эпилог. Здесь автор призывает людей о том, что было сделано с ее народом.
Тема, идея, проблематика
В поэме «Реквием» поднимается несколько тем:
- Тема памяти;
- Тема материнского сострадания;
- Тема народного страдания и скорби;
- Тема родины;
- Тема любви;
- Тема времени.
Автор призывает никогда не забывать о том горе, которое описывается в произведении. Ахматова говорит о том, что вечная скорбь должна послужить укором и уроком людям.
Автор возвышает материнское горе над прочими. Скорбь родины выражается в горе народа. И эта скорбь сравнима с материнским страданием женщины, которая потеряла сына. Тема скорби и народного страдания выражается в описании живой очереди, в которой все оказались скованными одной бедой.
В поэме «Реквием» Ахматова объединяет несколько эпох. Стихи Ахматовой как предчувствия и воспоминания, а не хронологически выстроенный рассказ. Время действия в произведении постоянно меняется. Имеют место и исторические аллюзии и обращения к другим векам. Смысл поэмы А. Ахматовой заключается в том, чтобы воздвигнуть памятник о загубленных жизнях. В основе поэмы лежит горе народа. Все повествование пронизывает мотив гибели.
Стихи Ахматовой – это эпитафия тем, кто был несправедливо убит, замучен, изничтожен.
Проблематика поэмы многогранна и злободневна. Ахматова поднимает такие проблемы, как:
- Несправедливость;
- Проблема исторической памяти;
- Проблема бесправия и беспомощности.
Герои поэмы
Прототипом лирической героини поэмы была сама А. Ахматова. Лирическая героиня – женщина с силой воли и достоинством, но и она «кидалась в ноги» палачу, пытаясь спасти своего ребенка. Она обескровлена горем. Героиня открыта и эмоциональна, не скрывает своего ужаса.
Характер сына героини раскрыт не так полно. Автор сравнивает его с Христом. Он также невиновен и свят в смиренной муке. Изо всех сил он старается утешить мать на единственном свидании. Он держится с мужеством и достоинством.
Женские образы поэмы наполнены терпением, силой, самоотверженностью, тревогой и невыразимой мукой. Тревога за близких иссушает их лица. Неизвестность и ожидание губят их силы. Но изможденные горем, они полны решимости: и в холод, и в зной они стоят, надеясь добиться права увидеть родных. Образы этих женщин Ахматова сравнивает с ликом богоматери, которая кротко и молча переживает смерть сына.