Реализм — это направление в литературе и искусстве, цель которого – правдивое воспроизведение реальности.
История создания, жанр, направление произведения
В России за всю ее историю была далеко не одна страшная война. К ним относится и Кавказская война, которая продолжалась долгих 47 лет. В то время эта тема была особенно актуальной, и многие писатели обращались к ней. Лев Николаевич тоже не обошел стороной войну на Кавказе. В своем рассказе он писал об офицере из России, попавшем в плен.
Писатель принимал участие в войне, поэтому произведение получилось очень реалистичным.
Впервые рассказ был напечатан на страницах литературного журнала «Заря» в 1872 году. Писатель взял за основу случай, который произошел с ним в 1853 году, когда он вместе со своим сослуживцем оказались окружены. У Толстого был хороший и сильный конь, но вот у его друга Садо нет. К тому же у них не были заряжены ружья, поэтому они рисковали попасть в плен. Молодым людям повезло, потому что они успели доскакать до того места, где у крепости стояли казаки, они увидели их и подоспели на помощь.
Иногда «Кавказский пленник» ошибочно называют повестью, но правильно все же рассказ, потому что объем у произведения небольшой. Также в рассказе немного героев, повествование идет от первого лица и раскрывается только один сюжет.
Литературное направление рассказа – реализм. Вообще все произведения Льва Николаевича написаны в этом стиле. Особенно реалистичен «Кавказский пленник», у которого есть реальная предыстория. Толстой без излишней романтики и приукрашивания описывает все события.
Сюжет произведения
Рассказ строится вокруг главного героя - офицера Жилина, который воевал на Кавказе. Однажды Иван получил письмо от своей мамы. В нем она писала о том, что чувствует себя совсем плохо и боится, что не успеет увидеться с сыном в последний раз, слезно просит приехать домой. Офицер не думал долго и решил выполнить желание матери.
Обоз, на котором ехал офицер, двигался очень медленно, поэтому Иван вместе с другим офицером решили идти вперед. К сожалению Жилина и его попутчика Костылина замечают горцы и берут их в плен. Они попадают к «хозяину» Абдул-Мурату, который хочет получить за них выкуп. Жилин понимает, что у его матери нет таких больших денег, поэтому направляет письмо по несуществующему адресу.
Два офицера находятся в плену уже около месяца. Все это время Иван старался найти общий язык с местными, делал игрушки их детям и чинил вещи для жителей аула, в том числе и для Абдул-Мурата и его дочери Дины. Дина была доброй девочкой, чтобы поблагодарить офицера, она носила ему, пока никто не видит, что-то из еды. В это время Костылин ждет ответа из дома и надеется на выкуп. Жилин же в свою очередь понимает, что надеяться можно только на самого себя, поэтому по ночам он медленно, но верно роет подкоп.
В одну из ночей Жилин решается совершить побег. Он зовет с собой и Костылина, вместе им удается выбраться из сарая, в котором их держали, через подкоп. Пока офицеры ищут, где крепость русских, они сильно натирают себе ноги. Костылин не может идти из-за этого и Жилин принимает решение нести товарища на себе. Быстро идти Жилин с ношей не мог, поэтому их нагнали и снова взяли в плен. Но посадили их на этот раз не в сарай, а в яму и пригрозили убийством, если через две недели их родственники не пришлют выкуп.
Самочувствие Костылина в яме ухудшалось. Жилин решает снова бежать и придумывает новый план. Иван просит Дину помочь ему, чтобы она принесла ему длинную палку, с помощью которой он выберется из ямы. Жилин хотел взять с собой и Костылина, но у того совсем уже не оставалось сил, поэтому ему приходится бежать в одиночку. Иван всю ночь пробирался к крепости и под утро его увидели неприятели. Но Жилин из последних сил стал кричать и его услышали казаки. Они помогли ему спастись. А Костылин еще месяц провел в плену, за него заплатили выкуп, и он вернулся в крепость еле живым.
Тематика и проблематика произведения. Характеристика героев
Главными темами произведения являются:
- тема дружбы;
- тема милосердия и доброты;
- тема войны на кавказе
- тема смелости и силы духа;
- тема предательства.
Лев Николаевич описывает Жилина как настоящего преданного друга, который не бросил своего товарища Костылина в беде. Костылин же напротив постоянно добавляет проблем главному герою, а в сложных ситуациях думает только о своем спасении.
Толстой в рассказе также поднимает тему доброты и милосердия. Девочка Дина, несмотря на то, что Жилин считается её врагом, помогает ему. У ребенка чистая душа, которая не понимает, почему её земляки так ненавидят русских людей. Дине не важно, какой национальности человек, она мудро оценивает его по поступкам и действиям.
Самой главной темой рассказа, конечно же, является тема войны на Кавказе. Много лет ненависти между народностями не приводят к хорошему. Лев Николаевич показывает, что на войне нет ни правых, ни виноватых. Солдаты и с той, и с другой стороны являются лишь только пешками в руках главнокомандующих. Толстой не показывает горцев как плохой народ, их поведение он объясняет желанием защитить свои права и земли.
Автор раскрывает тему смелости, показывая, как много испытаний выдерживает Иван Жилин. Находясь в плену, он не сдается, а продолжает действовать. Герой не боится рисковать, не хочет, чтобы мать переживала за него. И на фоне этого всего он не забывает и про своего товарища, более слабого по духу.
Лев Николаевич упоминает и тему предательства. Костылин думает только о себе. В начале, когда они ушли вперед обоза, он хотел бросить Жилина без ружья и сбежать, хотя у самого у него было заряженное ружье. Иван прощает его, но Костылин не исправляется и приносит еще много проблем главному герою.
Главная мысль произведения
Этим рассказом Толстой хотел показать, как важно несмотря ни на что оставаться человеком. И что это возможно. Он противопоставил двух офицеров, изобразил, к чему ведет разное поведение. Жилин, который старается изо всех сил, отважно действует и не видит преград, в конце концов, добивается своей цели и оказывается на свободе. Костылин, напротив, ведет себя пассивно и думает только о себе. Он каким-то чудом выживает, могло быть и гораздо хуже, и в плохом состоянии возвращается в крепость. В рассказе показано, что не всегда можно полагаться на звания, деньги и влиятельных товарищей, важно самому быть сильным духом.