Миниатюра в литературе – это жанр «малых форм», небольшое произведение.
Жанр миниатюры в творчестве И.А. Бунина
Отличительный признак литературной миниатюры – небольшой объем, чаще всего, страница или полстраницы, иногда небольшой абзац.
Произведения малого объема требуют от автора особо тонкого литературного мастерства, которое можно сравнить с работой художника-миниатюриста. В миниатюре каждое слово должно быть тщательно отобрано и взвешено, чтобы получилось законченное произведение. Как правило, литературные миниатюры – это отражение процессов, которые происходили в литературе конца 19 - начала 20 веков:
- Разрушение границ традиционных жанров;
- Создание новых жанровых форм;
- Дифференциация структур традиционных жанров.
Миниатюра относится к числу новых жанров. Обращение к ней связано с фрагментарностью, незавершенностью, мозаичностью жизни рубежа веков.
И. А. Бунин всегда стремился к такой литературной форме, которая бы в отличие от традиционной, была свободна от канонов композиции, обязательного сюжета и других элементов эпического жанра. В короткой зарисовке «Книга» Бунин выражает свою философию жанра. Из этой зарисовки становится ясно, что писатель тяготел к бессюжетным произведениям либо к произведениям с ослабленным сюжетом. Бунин охотно писал в жаре коротких рассказов психологического, бытового, философского содержания и создал серию миниатюр. И.П. Вантенков отмечает, что в миниатюрах Бунина нет четко очерченного сюжета, создающего интригу. На первом плане вместо этого оказывается поток мыслей и чувств тонко чувствующего, рефлектирующего лирического героя, страстно влюбленного в жизнь, но мучимого ее загадками.
Первая философско-психологическая миниатюра И.А. Бунина – «Перевал». Эта миниатюра – монолог-размышление, монолог-аллегория содержит особенности миниатюр, которые будут позже развиты писателем.
Короткий рассказ из цикла «Темные аллеи» - «Красавица» - является характерной для писателя сюжетной миниатюрой. Это маленькое произведение, объемом в одну страницу, наполненное эмоционально-психологическим драматизмом. Миниатюра «Красавица» - это печальная история маленького мальчика, потерявшего мать. Новая жена отца – «красавица» - возненавидела мальчика, сделала вид, что его не замечает. Отец, от страха перед новой женой, тоже притворился, будто у него никогда не было сына. Ласковый, живой ребенок в своем одиночестве был вынужден затаиться в доме и жить незаметной жизнью, то есть стать будто несуществующим. В миниатюре Бунина сквозит безысходность проявления злости во всей наготе. В этой миниатюре писатель ставит проблему добра и зла в глобальном масштабе, вызывая у читателя эффект сопереживания и сострадания.
К бессюжетным зарисовкам относится рассказ «Надежда». Это прозаический аналог стихотворения М. Лермонтова «Парус». Разница лишь в том, что у Лермонтова выражены чувства и мысли юного поэта, который ищет свой путь в жизни, а у Бунина – угасающая надежда умудренного жизнью писателя.
Талант Бунина особенно выразителен именно в миниатюрах, в которых писательская мысль парит н крыльях поэтической фантазии. Каждый штрих, каждое слово продумано и лаконично, а произведение несет большую эстетическую и смысловую нагрузку.
У И. А. Бунина есть и «сверхкороткие» рассказы, написанные в 1930 году:
- «Убийца»;
- «Слезы»;
- «Людоедка»;
- «Канун»;
- «Стропила»;
- «Дедушка»;
- «Капитал»;
- «Первый класс».
Авторское повествование большинства бунинских миниатюр идет от первого лица, а произведения напоминают страницы дневника. Единственным персонажем короткого действия является лирический герой. Однако не все миниатюры Бунина можно отнести к лирическим. В некоторых произведениях, таких как «Красавица», «Дурочка» писатель занимает открытую социальную позицию, а в сюжете «Сто рупий» звучит сарказм, и этот эффект достигается лаконичными, минимальными средствами литературной миниатюры.
Миниатюра Бунина «Первый класс»
В 1930 году Бунин написал миниатюру «Первый класс». Это произведение относится к жанру бытовых зарисовок. В миниатюре Бунин изображает ситуацию, когда в подмосковный дачный поезд, состоящий из вагонов только первого и второго класса, садится необычный пассажир. Это совершенно небывалая ситуация, когда в вагон первого класса кондуктор «вталкивает» «рваного, измазанного глиной мужичишку». Из слов кондуктора становится ясно, что это рабочий, который был отправлен с срочным поручением и не успел вскочить на паровоз. Рабочему нужно доехать до Быкова. Кондуктор просит прощения у пассажиров, просит потерпеть «только до Быкова».
Далее Бунин описывает реакцию пассажиров. На мгновение все «теряются от такой нелепости», однако сдерживаются, быстро овладевают собой. поезд продолжает движение. В вагоне снова все будто по-прежнему. Пассажиры беседуют, курят, смотрят в окно. Вот только чувствуется, что всем неловко, беседы ведутся с притворной беззаботностью.
А рабочий стоит возле двери и чувствует, что готов провалиться сквозь землю от всех этих «чесучовых костюмов», сытых лиц, панам. Он вытирает рукавом пот со лба, держа в левой руке сумку с «какими-то чугунными брусками, гайками, клещами». И все это длится «целых тридцать пять минут».
В этой миниатюре Бунин сумел показать целый спектр человеческих эмоций: удивление пассажиров первого класса, растерянность кондуктора и волнение рабочего. В коротких, лаконичных фразах Бунин показывает отношение богатых пассажиров к простому рабочему. Сначала они удивляются нелепости того, что какой-то рабочий будет вместе с ними ехать в первом классе, а затем они стараются его не замечать. Они вынуждены терпеть соседство «целых» тридцать пять минут. Эта миниатюра демонстрирует социальные противоречия всего общества, классовое неравенство. Писатель с сарказмом говорит о пассажирах первого класса. В то же время рабочий вызывает у читателя сочувствие и сопереживание.