Эпистолярная литература – это литературный жанр, в котором используется форма «посланий» или «писем».
Отношение А. Блока к революции
А. Блок, русский поэт, классик русской литературы 20 века. К началу Первой мировой войны поэту было уже 34 года. К этому времени он уже имел значительный авторитет в интеллигентских кругах, но несмотря на это, Блоку не удалось избежать войны в ее настоящем виде. Поэт почувствовал всю ее фальшь, сумел понять настроение солдата, одетого в солдатскую шинель.
Мировая война по своим последствиям была поистине всемирным бедствием. 1917 год стал самым крупным проявлением назревших перемен. К началу 1917 года в окружении императора Николая II понимали, что революция неминуема. И вскоре она разразилась. Россия вступила в полосу революционных потрясений.
Для Блока революция не была неожиданность. Поэт ждал ее и готовился принять во всей реальности. В марте 1917 года А. Блок вернулся с фронта в Петроград. Поэт был назначен секретарем Чрезвычайной следственной комиссии, которая была только что учреждена Временным правительством. Задачей комиссии было расследование противозаконных действий прежних царских чиновников и министров, так как было необходимо оправдывать свержение прежнего режима.
Работа А. Блока в комиссии привела поэта к мысли о том, что деятельность Временного правительства бесполезна. К августу 1917 года А. Блок уже разочаровался в февральской революции, поэтому в октябре он с восторгом приветствовал большевистский переворот.
В Октябрьской революции поэт увидел победное восстание «стихии», «мировой пожар». По его словам, в слове «революция» он ощущал нечто «страшное» - большую кровь, невинные жертвы и беспощадность народной расправы.
Все эти страшные ощущения, мысли, предчувствия нашли воплощение в поэме «Двенадцать».
Произведение было написано Блоком «по горячим следам», спустя два месяца после победы Октября. Блок написал поэму быстро, всего за несколько дней. Поэт по-своему услышал Революцию и воспел ее. Он пошел вместе с народом, отдал ему свои знания, силы, опыт, и сделал это по собственной воле и в соответствии со своими убеждениями, после долгих лет напряженных раздумий о судьбе России.
Поэма А. Блока «Двенадцать» стала первым памятником Революции, ее явлением, взрывной силой ее действия. В этом произведении А. Блок переосмысливает историю. В поэме отсутствует былое восхваление и восторженность. На первый план здесь выходит объективность при определении отношения поэта к Революции. А исторические события Блок начинает воспринимать как стихийные явления, сравнивая их с метелью, бурей, которые в своем действии и движении не имеют определенного направления и цели.
Отношение А. Блока к революции противоречиво. Так, в поэме «Двенадцать», революция из символа лучшей новой жизни она трансформируется в неизбежность, в природную волю. Все недовольства и претензии, копившиеся в народе годами, в один момент вырвались на свободу, начали сметать и уничтожать все, что оказывалось на пути.
А. Блок стал олицетворением символизма. И этот символизм присутствует и в последнем произведении поэта. Погибающий предсоветский мир в поэме представляет «барыня в каркуле», «буржуй» и т.д., которым некомфортно под ветром революции. При этом поэт под гибелью подразумевает не гибель всей страны, а уход прежнего уклада жизни.
Революционная поэтическая публицистика А. Блока
Публицистика А. Блока, относящаяся к революционному периоду, наряду с его поэтическим творчеством является выражением общего понимания поэтом судьбы страны и роли художника в ней. Публицистические работы, в которые связаны с осмыслением революционных событий в России, писались интеллигенцией в тот период в огромном количестве. На примере этих работ можно наглядно проследить поляризацию общественного мнения, сложившегося после революции.
А. Блок, вопреки своему аристократизму, события Октября воспринимает с восторгом, будучи при этом весьма далеким от реальных представлений о жизни победившей в них народной массы.
В январе 1918 года появляется работа «Интеллигенция и революция». Главный настрой этого произведения составляют эйфория и пафосность «преображения».
Система силлогизмов в этом тексте возникает не из суждений логики, а путем соединения художественных тропов. Поэтому эта статья Блока является именно образцом поэтической публицистики
По жанровым признакам статья Блока схожа с древнерусским публицистическим жанром – «словом». Эта статья – обращение Блока к представителям художественной и интеллектуальной элиты России. Причем поэт с самых первых фраз начинает полемику с той частью интеллигенции, которая не приняла события Октября 1917 года.
Блок озвучивает «актуальную боль» интеллигенции в самых популярных фразах того времени: «страны больше нет», «Россия уже погибла» и т.д.
В этой статье А. Блок пытается прояснить существующие в обществе крайности хаоса, жестокости и т.д.:
- Как ответ угнетенность за исторический обман;
- Как неизменное сопровождение любого революционного действа;
- Как непременность воздействия.
Например, Блок объясняет осквернение соборов местью «ожиревшему попу» за взятки, уничтожение судов – местью за существовавшие ранее несправедливость и «судоговорение», испоганивание барских усадеб – местью за насилие над крепостными девками и т.д.
По мысли поэта, все разрушительные явления так или иначе будут существовать, так как основная сила таких исторических процессов – стихия народной массы. А интеллигенции, по мнению Блока, следует перешагнуть через внутренний страх перед стихийным буйством народа, осознать их справедливость и встать, в итоге, на защиту революционных преобразований.
Статья «Интеллигенция и революция» создавалась Блоком вместе с поэмой «Двенадцать», поэму концептуальная и художественная «перекличка» произведений очевидны. За экспрессию и «метафорически-шаткую аргументацию» Блок подвергся ряду критических упреков своих коллег, считавших, что поэтическая позиция поддержки революции неубедительна, столкнулся с их осуждением и непониманием.
В дальнейшем сам Блок лично столкнулся с трагедией постреволюционной России.