Экзистенциализм – это направление философии 20 века, которое акцентирует внимание на уникальности бытия человека.
Понятие и основные положения философии экзистенциализма
Экзистенциализм – философия существования – является одним из самых популярных течений общественной мысли современности. Экзистенциализм начал формироваться в первой половине 20 века. Философия существования во многом отражает этот период, чем объясняется трагическая интонация и пессимистическая окраска большинства положений этого течения.
На формирование современного экзистенциализма большое влияние оказали предшествующие теории и работы Ф. Ницше, С. Кьеркегора, М. Унамуно, Ф.М. Достоевского, а также феноменология Э. Гуссерля, философская антропология М. Шелера.
Многие выдающиеся философы поддерживали и развивали идеи экзистенциализма:
- А. Камю, Ж. П. Сартр во Франции;
- М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии;
- Л. Шестов, Н. Бердяев в России и т.д.
Различают атеистический и религиозный экзистенциализм. Представителями религиозного экзистенциализма являются Г. Марсель, К. Ясперс, А. Бердяев, атеистического – Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю.
Однако это деление условно, так как для многих представителей атеистического экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием абсурдности и невозможности жизни без него.
Центральными вопросами экзистенциализма являются:
- Существование человека;
- Смысл жизни;
- Судьба.
Экзистенциальные проблемы – это вопросы существования человека, переживания способа существования.
Экзистенция, или существование – это нечто невыразимое в понятиях, оно не является субъектом, так как человек не может взглянуть на себя со стороны. Экзистенция не поддается рациональному постижению, а единственной возможность познания – пережить. По мнению К. Ясперса, существование человека раскрывается в «пограничных ситуациях», то есть в состояниях борьбы, страдания, жестокости, враждебности мира.
Свобода и выбор человека в религиозном и атеистическом экзистенциализме
Экзистенциалисты считают, что человек – это то, что он сам из себя делает, проект самого себя. Человек существует настолько, насколько себя осуществляет. Человек сам делает себя и сам делает свою жизнь. Трус отвечает за свою трусость, подлец – за свою подлость, потому что человек сам стал трусом или подлецом. То есть экзистенциалисты подчеркивают ответственность человека за свою жизнь и свои поступки.
Ж.-П. Сартр, разъясняя этот принцип, подчеркивает, что любой человек – это строго индивидуальный субъект. По мнению писателя, истина постижения человека не может быть другой, кроме «Я мыслю, следовательно, я существую». Но человек через «Я мыслю» постигает себя перед лицом другого человека, и для него другой человек в той же мере достоверен, как и он сам. Другой необходим для самопознания человека, для его собственного существования.
Согласно экзистенциалистам, человеческое существование – это абсолютно уникальная реальность, к которому невозможно применить нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Человек – причина самого себя, и ничто внешнее над ним не имеет власти. Поэтому человек в экзистенциализме свободен, свобода и есть экзистенция. Но в характеристике свободы религиозное и атеистическое направления экзистенциализма имеют некоторые особенности. Например, в религиозном экзистенциализме свободу возможно обрести только в Боге. Эта концепция отличается от концепции атеистического экзистенциализма. Например, Сартр считает, что быть свободным равно быть самим собой. свобода человека ничем не определена, она неограниченная сила отрицания, она – чистый выбор. По Сартру все люди свободны, так как ничто не в силах исключить свободу из сознания. По его мнению, свобода абсолютная и существует в виде деятельности и действия.
В этой связи следует обратить внимание на подход к проблеме выбора человека. Именно в этом подходе заключается кредо философии экзистенциализма.
Человек в философии Сартра отличается от других живых существ именно способностью выбирать себя и отвечать за свой выбор. То есть выбор, по Сартру, не сообразовывается с социальными установлениями и нормами, но человек, выбирая себя, выбирает и человечество. М. Хайдеггер к этому вопросу подходит иначе. Он считает. Что выбор человека – это необходимость поставить себя перед смертью, последней возможность своего бытия. Человек тем самым оказывается перед лицом ничто. И лишь актом выбора перед лицом ничто он выбирает для себя и мира то, что ему в этот момент «говорит» бытие. Такой же подход в религиозном экзистенциализме. Например, К. Ясперс считает, что выбор человека всегда происходит перед лицом Бога, и его выбор – выбор в себе «образа божьего». Чтобы выбор состоялся, по мнению Ясперса, следует обратиться к общедоступной религиозной или сложной по форме философской вере.
Французский литературный экзистенциализм
Жан-Поль Сартр является признанным лидером атеистического экзистенциализма, считается родоначальником литературного экзистенциализма. Основные положения атеистического экзистенциализма изложены в работе Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм».
Роман «Тошнота» выстроен писателем как дневник ученого и философская проза нового типа. Путь главного героя этого произведения – это путь обретения абсолютного одиночества и абсолютной свободы – свободы от бессмысленного мира.
В пьесе «Мухи» и рассказе «Стена» Ж.-П. Сартр продолжает тему личной ответственности, свободы и выбора. А в послевоенных произведениях – пьесах «Мертвые без погребения», «За запертой дверью», «Затворники Альтоны» писатель развивает возможности интеллектуального театра.
А. Камю – выдающийся писатель-философ. Культуру Средиземноморья писатель воспринимает как основу ранней пантеистической концепции личности. Постепенно под влиянием событий истории писатель приходит к концепции человека абсурдного. Именно эта концепция предопределила интерес Камю к экзистенциализму. В романе «Посторонний» и эссе «Миф о Сизифе» Камю разрабатывает концепция человека абсурдного. В эссе Камю Сизиф становится символом Человека, его обреченности на смерть, неизбежности «экзистанса» в этом абсурдном мире. Роман «Камю» становится художественным вариантом эссе