Психоанализ – это психологическая теория, разработанная на рубеже 19-20 веков Зигмундом Фрейдом.
Классическое фрейдистское литературоведение
Психоаналитическое литературоведение связано с направлениями литературоведения и критики, для которых в качестве основного предмета внимания выступает автор произведения, представленный в комплексе фактов творческого, биографического, идейно-эстетического, психологического планов. Начиная с эпохи романтизма происходит становление психологических и биографических школ. Уже к началу 20 века они приобретают статус ведущих университетских дисциплин, имеют отлично разработанную методику исследования и колоссальный опыт критического анализа.
Но уже с начала 20-ых годов 20 века под воздействием психоанализа Зигмунда Фрейда большая часть исследователей психологической и биографической критики оказываются сторонниками революционных взглядов на психику человека.
Динамическая психология была разработана Фрейдом в качестве метода терапии неврозов. Но позже ученый использовал собственную концепцию при изучении ряда вопросов истории цивилизации, в том числе литературы, искусства и мифологии. Фрейд не считал себя литературоведом, но оставил весьма интересные иллюстрации своего метода, обратившись к творчеству Шекспира, Достоевского, Гете, Леонардо да Винчи. Его анализы таких произведений, как «Король Лир», «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Макбет», «Братья Карамазовы» являются классическими примерами психоаналитического литературоведения.
Комментарий З. Фрейда о воображении в конце «Введения в психоанализ» стал основой классической концепции психоанализа в литературоведении.
Для психоаналитической теории центральным понятием является понятие бессознательного.
Психика человека является неоднородной. В ней выделяются три сферы:
- Бессознательное (оно)
- Предсознательное (Я)
- Сознательное (сверх-Я).
Базовые биологические желания и импульсы человека сосредоточены именно в бессознательном. Главными среди них являются противоположные влечения, жизнесозидательные и разрушительные. Бессознательное является силой, направленной к принципу удовольствия, либидо принуждает человека к стремлению осуществить этот принцип. Но в социокультурном бытии человека многие запреты препятствуют этому, и предсознательное становится своеобразным цензором бессознательных влечений. То есть бессознательные желания часто вытесняются предсознательным, либо реализуются в формах, являющихся позволительными. Таким образом, чем выше культурный уровень, тем острее борьба между бессознательным и предсознательным, соответственно, тем больше травматических последствий для человеческой психики. Вытесненные желания могут выявляться в сновидениях, грезах, фантазиях, а также в психозах и неврозах.
Однако в творческой деятельности, в науке, искусстве, религии бессознательные импульсы реализуются особым образом.
Процесс сложной трансформации бессознательного в область сознания, когда либидо преобразуется, получил название сублимации.
Наиболее эффективной формой сублимации становится искусство. Согласно Фрейду, именно сублиматорный механизм отличает художника от невротика. Сублимация бессознательных влечений находится в основе психоаналитической концепции искусства. Главной задачей психоаналитика-критика заключается в раскрытии подлинного содержания литературного текста и его воздействия на читателя посредством перевода элементов художественного мира литературного произведения на язык бессознательных нереализованных желаний.
Психоаналитическое чтение предполагает распознавание в произведениях бессознательных фантазий автора. Выявление механизмов сублимации является целью критики при психоаналитическом чтении.
Одной из наиболее популярных форм психоаналитической критики является психобиография. Она исследует жизнь автора с позиции психологического развития личности с опорой на внешние источники, акцентирует внимание на роли бессознательного в процессе формирования личности.
Также психоаналитическое литературоведение обращается к психоаналитической трактовке психологии персонажей произведения.
Проблема читательского восприятия и феминистский психологический контекст в последнее время являются предметом устойчивого интереса литературоведов-психоаналитиков.
Психоаналитическое литературоведение К. Юнга
Еще одним направлением в психоаналитической критике является подход, связанный с аналитической психологией Карла Густава Юнга. У швейцарского психолога и философа решение ключевых психоаналитических вопросов концептуально отличается.
К. Юнг не принял трактовку проявлений бессознательного как нереализованных сексуальных желаний. Субъективное и индивидуальное бессознательное замещается на присущую всем людям витальную психическую энергию.
Коллективное бессознательное – это безличное психическое содержание, которое связывает его носителя с архетипами, древнейшими психическими формами.
Таким образом, бессознательное становится подлинным основанием человеческого духа и выходит за границы медицинско-невротического плана.
Архетипы являются инвариантными для представителей всех времен, народов, рас, здоровых людей и людей психически больных. Одновременно, являясь образами—символами, архетипы не поддаются дешифровке, оказываются невыразимыми в языке и противостоят сознанию. Но Юнг предлагает описание, типизацию и толкование ряда архетипов: мать, самость, старик, младенец, тень, анима и т.д.
Юнг считал, что инфантильные фиксации и комплексы, индивидуальное сексуально-эротическое начало, которые, по Фрейду, трансформируются в творчество, не являются достаточным основанием для создания настоящих шедевров искусства. В концепции Юнга коллективное бессознательное, которое обнаруживается в ярких образах-символах искусства – «память расы» - является проводником творческого духа, скрытого в глубине бессознательного. Истинный творец, согласно Юнгу, не только может выразить «память расы» в искусстве, но и проложить путь к глубине коллективной памяти читателя. художественное творчество Юнг считал предметом рассмотрения эстетики, а не психологии.