Дастан – это эпическое произведение в литературе и фольклоре Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии; как правило, это литературная или фольклорная обработка героических мифов, сказочных сюжетов, легенд.
Сюжет произведения
Поэма А. Навои «Стена Искандера» является самой большой по объему и самой сложной по композиции в творчестве поэта. Вместе с тем поэма является завершающей, она в какой-то мере подводит итоги всем творческим замыслам поэта в «Хамсе». В «Стене Искандера» А. Навои на первый план выдвигает социально-политические и философские проблемы общества. Поэт, будучи великим гуманистом, ставит вопросы перед обществом и государством о справедливости, о необходимости наличия обширных знаний у тех, кто управляет народом и страной.
Искандер – под таким именем на Востоке известен Александр Македонский.
Главная сюжетная линия поэмы «Стена Искандера» - поэтическое описание военных походов и блистательных побед Искандера, конец его жизненного пути. Сюжет вбирает в себя семнадцать глав, каждая из которых сопровождается небольшими исключениями, содержащими авторские рассуждения по социально-нравственным и философским проблемам.
Произведение начинается с описания возвращения из похода царя Файлакуса. Он и его свита по дороге находят мертвую женщину и новорожденного ребенка. Файлакус усыновляет ребенка и называет его Искандером.
Воспитанию маленького Искандера уделяется особое внимание. Мальчик овладевает всеми науками и ремеслами, военным делом. Царь перед смертью завещает трон Искандеру, однако тот соглашается не сразу, ведь управление государством – сложное и серьезное дело, и на это способен далеко не каждый. Но поданные, прекрасно осведомленные о способностях и обширных знаниях Искандера, настаивают на том, чтобы она стал царем и заверяют, что всесторонне будут его поддерживать.
Первым делом новоиспеченного царя становится освобождение населения от податей сроком на два года. Искандер, лично разобрав прошения и жалобы, устанавливает рыночные цены и наказывает виновных. В стране постепенно устанавливаются спокойствие и мир. Таким образом, А. Навои в образе Искандера представляет идеального правителя, главной чертой которого является справедливость.
В дальнейшем Искандер благодаря своей дальновидности и мудрости покоряет другие страны. Кульминационная часть поэмы «Стена Искандера» - глава, где Навои описывает возведение царем Великой стены, которая отделяет мирное население от страшных чудовищ – Гога и Магога. Искандер, направляясь в Рум, по дороге останавливается в горах. Население этих мест, узнав об этом, отправляет ходатаев с просьбой освободить их от звероподобных существ, обитающих в горах и дважды в год проносящихся по долине, как смерч, пожирая и уничтожая все на своем пути. Просьба жителей этой страны нашла отклик у Искандера, и царь для ее спасения объединяет усилия народов мира против диких племен. Искандер собирает самых талантливых кузнецов, мастеров, каменотесов, литейщиков из Руси, Рума, Шама, Фаранга и приказывает воздвигнуть стену, которая преградит путь чудовищам. Таким образом, Искандер защитил народ от бед.
После того, как все земли были покорены, Искандер начинает исследовать моря и глубины. Он в специально изготовленном стеклянном ящике опускается на морское дно, где исследует тайны глубин. Завершив исследование, Искандер возвращается. По дороге он ощущает недомогание. Чувствуя скорое приближение кончины, Искандер пишет мачехе письмо, где раскаивается, что был чрезмерно увлечен идеей завоевания мира и просит у нее прощения за неисполнение сыновьих обязанностей. Приближенным царь передает свою просьбу – вытащить на похоронах его руки из гроба, чтобы все видели, что человек, покоривший мир, уходит с пустыми руками.
Искандер в описании А. Навои предстает не только как справедливый правитель и великий полководец, но и как изобретатель и ученый. В образе Искандера Навои воплотил основные идеи произведения:
- О справедливом, образованном правителе;
- Осуждение зла, направленного против интересов народа;
- О роли науки и познания в управлении государством;
- О постижении сущности природы;
- О становлении настоящей личности.
Это произведение по замыслу автора должно было быть руководством для правителей по разумному и справедливому управлению страной.
Стиль высочайшего соответствия
«Стена Искандера», как и все произведения А. Навои, написана в особом стиле. Стиль поэта можно назвать стилем высочайшего соответствия. Главное свойство этого стиля состоит в том, что прозаический заголовок или отдельное предложение строится на одном-двух центральных словах, а остальные языковые средства и лексемы тем или иным образом связываются с центральным словом. Эта связь прослеживается в значении, содержании, запахе, цвете, вкусе, времени, воздействии, месте и т.д.
«Пятерица» Навои, куда входит дастан «Стена Искандера», сыграла важную роль не только в творчестве поэта, но и во всей восточной тюркоязычной литературе.
А. Навои никогда не забывал о литературных традициях, которые были созданы его предшественниками. При этом поэт всегда создавал оригинальные произведения высочайшего художественного уровня.
В поэме «Стена Искандера» повествование ведется в жанре эпоса. Автор использует большое количество гипербол.
В стихах Навои армии – огромны, враги – коварны, люди – сильны, смерть – глупа. Однако сказочный характер повествования ничуть не уменьшает талант великого поэта, напротив, подчеркивает его уникальный дар.
Поэма «Стена Искандера» многопланова, насыщена множеством проблем нравственного, духовного, социально-политического, философского характера. В этом произведении, как и в предыдущих поэмах, А. Навои излагает свои мысли о проблемах поэзии, о вопросах литературных взаимосвязей, а также рассуждает о своем творчестве.
«Пятерица» А. Навои охватывает все сферы духовной жизни и оказывает существенное влияние на развитие различных аспектов узбекской литературы.