Персонаж в художественной литературе – это действующее лицо.
Персонаж, не являющийся героем
Инициатива персонажей, которые не являются литературными героями, может быть или служебной (например, помощники в волшебной сказке либо слуги в классической комедии), либо носит отрицательный характер (литературные злодеи). Однако персонаж наоборот, может быть совершенно лишен какой-либо личной инициативы и превращен в часть предметного окружения или в персонификацию обстоятельств. Например, в эпопее или народной сказке такими персонифицированными враждебными обстоятельствами являются мать змеев, которая раскрывает пасть от земли до неба либо морское чудовище, которое не дает Хануман попасть на остров Ланка. Гайдук перед камерой Остапа в произведении Гоголя «Тарас Бульба» является персонификацией враждебно настроенной по отношению к герою среды.
Действия таких персонажей, будь они вольными или невольными, не являются результатом выбора, их основу составляют элементарные страсти (например, зависть) или инстинктами.
При всех имеющихся различиях между функциями, выполняемыми главными и второстепенными персонажами) в архаических формах литературного творчества они сохраняют единую сущность – тождество содержания лица и сюжетной функции. Отсюда ясно, почему «проводники» в мир волшебной сказки обязательно являются стариками или старухами.
Антигерой
Персонаж, который не является героем в классическом понимании, но при этом не является и откровенным злодеем - это антигерой.
Обыкновенный, откровенный злодей никогда не вызывает сочувствия у читателя, а антигерою он сопереживает и сочувствует.
На смену героям в классическом смысле в эпоху романтизма пришел антигерой. В этот период молодое поколение художников и писателей стало все чаще подвергать сомнению классицистические представления о природе человека. Классицистический герой умнее, сильнее, добродетельнее среднего человека, а антигерой обязательно имеет какой-либо изъян и часто противопоставляется обществу. Первый, и наиболее известный типаж антигероя – трикстер – появился еще задолго до эпохи романтизма.
Писатели Нового времени перед собой ставили задачу глубже изучить внутренний мир человека. Они стали говорить о героях, которые стоят перед различными жизненными трудностями и моральными проблемами, которые персонажи вынуждены преодолевать, при этом не всегда делая верный выбор, одобряемый обществом.
В качестве примера романтического антигероя может выступать байронический герой, который наделен множеством недостатков, однако несмотря на это симпатичен читателю. Антигероем более позднего периода стал «лишний человек», который появился из деконструкции байронического героя Лермонтовым и Пушкиным. У Гоголя появился третий тип антигероя – «маленький человек». Байронический герой формируется путем придания ему злодейских черт, а два других типа антигероя – путем отъема у них героических черт. Например, по своей сути, Печорин и Онегин являются байроническими героями, которые лишены активной жизненной позиции, а Башмачкин и Хлестаков вообще не обладают ни одной героической чертой.
На изломе романтизма Стендаль и Бальзак создали совершенно новый тип антигероя, ставшего чрезвычайно популярным. Речь идет о рвущемся к власти карьеристе. Персонажи Бальзака и Стендаля Сорель и Растиньяк сохранили активную жизненную позицию, однако вместо характерного для романтических героев благородного целеполагания они преследуют корыстные, материальные цели. Затем Бальзак создал еще один тип антигероя – карьериста-неудачника Люсьена де Рюбампре.
В отечественной литературе появились два антигероя – Адуев и Обломов. Юный Адуев сделал карьеру и превратился в полное моральное ничтожество, а Обломов вообще не вставал с дивана.
Коренное отличие русского антигероя 19 века от западного состоит в том, что западный антигерой постоянно действует и что-то предпринимает (например, Фрэнк Купервуд у Т. Драйзера, Жорж Дюруа у Мопассана), антигерой русский или бездействует и страдает (например, как Рудин у Тургенева), либо в результате своих действий оказывается в неприятной ситуации.
В советском искусстве, кажется, антигероев практически нет, так как здесь не место ни «лишним людям», ни карьеристам, ни социал-дарвинистам. Однако Гражданская война и первые годы после революции привели к возникновению такого типа героя, которого сложно отличить от антигероя. Кроме того, натурализм старой школы не исчез, и писатели стали просто рассказывать правду такую, как она есть, их антигерой был просто обычным человеком, который пытается как-то сориентироваться в новой обстановке и выжить в эти сложные времена. Помимо суровых антигероев могли существовать комические антигероем, такие как Остап Бендер и слабовольный пионер Виктор Перестукин, на своем примере показывавшие, как не надо, но все равно вызывавшие симпатию у читателя. Фантастический и приключенческий жанры позволили создать антигероя, которого для вида замаскировали под злодея.
Типы антигероев:
- Классический антигерой. В этом случае автор просто лишает персонажа главных героических черт;
- Прагматичный антигерой – это персонаж, который преследует несомненно героические цели, однако при выборе методов он руководствуется исключительно соображениями эффективности;
- Диснеевский антигерой – это персонаж, в котором недостатки присутствуют только потому, что нельзя делать персонажа исключительно положительным. Весь антигероизм такого персонажа заключается в нарочито-циничной, грубоватой манере общения;
- Зловещий антигерой – это персонаж, который отличается от героя только тем, что он или сражается с еще худшими персонажами, чем сам, либо спасает мир;
- Герой – одно название. Это персонаж, который называется героем лишь по той причине, что в данной культуре так принято. Возможно, когда – то он считался героем, однако времена изменились. Например, Дюма в своем романе «Три мушкетера» оговаривает, что в ту эпоху жить на средства любовниц не считалось зазорным, как и проигрывать деньги и имущество свое и друзей, бить слуг и т. д.