Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Литературный герой как персонаж

Определение 1

Литературный герой – это выразитель сюжетного действия произведения

Понятие героя и персонажа литературного произведения

Слово «герой» в переводе с греческого означает «полубог», «обожествленный человек». Героями у древних греков считались или полукровки, у которых один из родителей был богом, а второй – человеком, или выдающиеся мужи, прославившиеся своими деяниями, например, путешествиями или военными подвигами. Но в любом случае, звание героя обеспечивало человека огромным количеством преимуществ. Такому человеку поклонялись, в честь него слагались песни и стихи. Постепенно понятие «герой» перешло в литературу, где и укоренилось. В настоящее время героем может считаться как «благородный муж», так и «негодный», если его действия осуществляются в рамках литературно-художественного произведения.

Литературный герой является сложной и многоплановой персоной.

Он имеет два облика – внутренний и внешний. Внешний облик героя составляют:

  • Портрет – фигура, лицо, телосложение и т.д.;
  • Одежда. Она может отражать черты характера героя;
  • Речь;
  • Возраст;
  • Профессия;
  • История жизни.

Внутренний облик героя состоит из:

  • Этических убеждений и мировоззрения
  • Привязанностей и мыслей
  • Веры или ее отсутствия
  • Поступкоы и высказываний.

Литературный герой – это выразитель сюжетного действия, вскрывающегося содержанием произведения.

С термином «герой» соседствует термин «персонаж». Часто данные понятия рассматриваются как синонимы. В Древнем Риме персоной называлась маска, которую надевал актер перед выступлением. Маска выражала характер героя и могла быть трагической или комической. Персонаж и герой не являются одним и тем же.

Определение 2

Персонажем называется любое действующее лицо произведения.

Слово «персонаж» не несет каких-либо дополнительных значений.

«Литературный герой как персонаж» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Литературный герой как персонаж

В литературном произведении любой герой является персонажем, но не всякий персонаж может быть признан героем.

Замечание 1

Обычно термином «герой» обозначают главное действующее лицо, носителя главного события литературного произведения, а также значимой для писателя точки зрения на изображаемую действительность, на других персонажей и на самого себя, то сеть, «другого», чьи поступки и сознание выражают для автора сущность изображаемого им мира.

Произведение, особенно драматическое и эпическое, содержит иерархию изображенных в нем лиц. Так называемы «лица второго плана» воспринимаются в качестве «служебных», они необходимы не сами по себе, а для понимания и освещения «лиц первого плана». Например, такой является функция Фенечки в романе «Отцы и дети». Так называемый «наивный реализм» связан именно с лицами первого плана. Также с ними связаны и проистекающие из такого восприятия искусства споры о героях произведения, суд над ними. Так же с ними сопряжено и читательское ощущение особой самостоятельности и полноправности героя, которую автор вынужден учитывать.

Герой отличается от других персонажей в первую очередь значимостью для развития сюжета. Без участия героя основные сюжетные события не могут состояться. Например, в волшебной сказке достижение цели, находящейся в другом мире, и возвращение обратно, в свой мир, под силу только главному действующему лицу. В эпопее так же невозможна победа в войне или решение чьей-либо судьбы без участия героя. Все ведущие персонажи – герои «Войны и мира» принимают непосредственное участие или в Бородинской битве, или в последовавшем за ней оставлении Москвы. Однако от остальных персонажей героя отличает не только это. Мировые события одновременно являются и важнейшие событиями их внутренней жизни.

Другим персонажам герой противостоит и как субъект доминирующих в речевой структуре произведения высказываний. Этот критерий особенно важен в произведениях исповедальной, эпистолярной, дневниковой формы, где герои являются авторами писем, дневников и т.д. Сходная ситуация с героям-резонерами в эпике, где у них не бывает других сюжетных функций.

В лирике 19-20 века помимо традиционного носителя лирического события и субъекта речи, который считается литературным героем, но не персонажем, выделяется «герой ролевой лирики» - персонаж, субъект речи, высказывание которого для автора является не столько средством, сколько предметом изображения.

Таким образом, необходимо брать во внимание различия ролей лиц, изображенных в сюжете. В волшебной сказке можно выделить «частные» функции персонажей – вредителей, дарителей, помощников; и общую функцию одного героя, который должен попасть туда, куда обычный человек попасть не может и вернуться оттуда, выполнив невероятно сложную миссию.

Такая сюжетная функция героя возникает из двоемирия и необходима для восстановления и сохранения нарушенного миропорядка. Это изначальное значение «героя» не утрачивается в ходе истории.

Также среди действующих лиц произведения наряду со способностью преодолевать препятствия, непреодолимые другими, выделяют инициативу. В архаике, куда относятся героический эпос и волшебная сказка, инициатива совпадает с осуществлением всеобщей необходимости – именно в этом заключается вся основа героики.

В литературе вопрос о выборе играет ключевую смыслоразличительную и формообразующую роль. В сказке выбор отсутствует, а в эпопее он уже предопределен. Например, Ахилл в качестве героя отказаться от славы не может, невзирая на неизбежность гибели. Такая несвобода имеет и положительную сторону, так как слава и вознаграждение непременно соответствуют заслугам.

Инициатива литературного героя совсем не обязательно должна являться активно-боевой. Она может иметь и пассивно-страдательный характер (как у героев греческого романа или житий) либо на равных правах сочетать и то, и другое (например, «Стойкий принц» Кальдерона). Помимо этого, инициатива может иметь главным образом идеологически-языковой, а не действенно-практический характер. Например, жизненная задача Печорина состоит в философском поиске и духовном эксперименте, и это в его поступках находит только неадекватное и непрямое отражение, определяя характер повествования в его «Журнале». А в романе Достоевского «Преступление и наказание» убийство рассматривается в качестве попытки «сказать новое слово», таким образом активность героя из области сюжета переключается во внесюжетный диалог.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot