Пастиш — это вторичное художественное произведение, представляющее собой имитацию стиля работ одного или нескольких авторов.
Понятие постмодернизма
Термин «постмодернизм» указывает на противопоставление модерну и на его преемственность. Уж в самом понятии «постмодернизм» отражается амбивалентность и двойственность времени, его породившего. Неоднозначны и оценки постмодернизма его критиками и исследователями.
В трудах ряда западных исследователей культура постмодерна характеризуется как «слабо связанная культура». Т. Адорно ее характеризует как культуру, снижающую дееспособность человека. И. Берлин ее называет искривленным древом человечества. Д. Барт дает свое определение постмодернизму, называя его художественной практикой, высасывающей соки из культуры прошлого, а литературу постмодернизма он называет литературой истощения.
С точки зрения И. Хассана, постмодернистская литература – это антилитература, так как она преобразует фантастику, гротеск, бурлеск и другие жанры и формы в антиформы, которые несут в себе заряд безумия, насилия, апокалиптичности, превращают космос в хаос.
И. Коляжный считает, что характерными особенностями российской литературы постмодернизма является «глумливое отношение к своему прошлому», стремление в своем «доморощенном цинизме и самоуничижении» дойти до последнего предела. Смысл творчества постмодернистов, по словам Коляжного, сводится к «стебу» и «приколу», а в качестве литературных приемов, средств выразительности, используются откровенное описание психопатологий и ненормативная лексика.
Большая часть теоретиков выступают против представления постмодернизма как продукта разложения модернизма.
Отзывы о российской теории постмодернизма полярны. По мнению одних критиков, постмодернистской культуры и постмодернистской литературы в России нет. Другие критики уверены в том, что Лосев, Хлебников, Шкловский, Лотман, Бахтин – «сами себе Деррида».
Характеристика литературы постмодерна
20 век – эпоха потрясений и трагедий, время планетарных восторгов и страшных разочарований. И это сложный век подарил литературе постмодернизм. С самого начала читатель к постмодернистской «разнузданности» относился неоднозначно, постмодернизм не мог нравиться всем. Литература постмодернизма – это тексты свободы, это отказ от канонов, норм, законов и установок прошлого. Но за весь период существования литературного постмодерна к нему уже привыкли. У литературы постмодерна большая аудитория последователей и поклонников.
Постмодернистскую литературу нельзя назвать ни «школой», ни «движением», ни «творческим объединением». Скорее, литература постмодерна – это группа текстов, которых объединяет неприятие догм модернистских и просветительских подходов к литературе.
Ранними примерами литературы постмодерна можно назвать «Тристрама Шенди» Л. Стерна и «Дон Кихота» М. Сервантеса. Для постмодернистской литературы характерна всепроникающая ирония, которая нередко понимается как «черный юмор». Для постмодернистов очень мало на свете вещей, которые бы нельзя было обсмеять. Именно поэтому эти тексты щедры на передразнивание, всякого рода пародийные выходки.
Часто литература постмодерна выглядит как пародия одновременно на детектив и на садомазохистскую литературу. например, у Бротигана детектив и садомазохизм превращаются в акварель одиночества и неспособности людей быть понятыми и понимать самим. Еще одним ярким примером этого является культовое произведение Флэнна О’Брайена «Поющие Лазаря». Это злая пародия на ирландский национально-культурный ренессанс рубежа веков, созданная человеком, знавшим и любившим ирландскую культуру, но ненавидевшем то, как возрождение культуры воплощалось бездарями и кликушами.
Фирменным знаком постмодернистов является непочтительность как следствие иронии.
Еще одна характерная черта постмодернистской литературы – интертекстуальность и приемы, связанные с ней – пастиш, коллаж и т. д. Постмодернистский текст - это своеобразный сборный конструктор из того, что было раньше в культуре, и новых смыслов, которые генерируются из уже присвоенного и освоенного. Этот прием использовали все постмодернисты (например, «Уплыли-две-птички» Ф. О’Брайена, «Мертвый Отец», «Корль» Д. Бартелми).
Приемом мозаичности пользуются многие постмодернисты – Керуак, Соррентино, Эггерз, Данливи, Бартелми.
Еще одна особенность постмодернистских текстов – метафикация. По сути, это письмо о самом процессе письма и деконструкция смыслов, связанная с ней. Хрестоматийным примером этого приема является роман О’Брайена «У Плыли-две-птички». В романе читателю рассказывают об авторе, сочиняющем роман по мотивам ирландской мифологии, а персонажи этого вложенного романа плетут козни и заговоры против автора. По этому же принципу строен роман Г. Соррентино «Рагу по-ирландски». В романе К. Брук-Роуз «Текстерминация» вообще действуют исключительно персонажи классических произведений.
Нелинейный сюжет и игры со временем – еще одна черта постмодернистской литературы. ярким примером этого является роман «V.» Т. Пинчона.
В определенной степени постмодерном можно считать магический реализм – смешивание и сращивание жизнеподобной и нежизнеподобной литературы. В этом отношении постмодернистами можно считать Борхеса, Маркеса, Кортасара. Еще одним примером подобного сплетения является роман «Crystal Vision» Г. Соррентино.
Литература постмодернизма – мир как текст
Основу теории постмодернизма составляет концепция одного из самых влиятельных философов современности Ж. Дерриды. Согласно его концепции, «мир – это текст», а «текст - это единственно возможная модель реальности».
Вторым по значимости теоретиком постмодернизма считается культуролог и философ М. Фуко. Позицию Фуко часто рассматривают как продолжение линии мышления Ницше. Для Фуко история – самое масштабное из проявлений человеческого безумия, беспредел бессознательного.
Последователями Дерриды являются Ж. Делез, Ю. Кристева, Р. Барт, представители Йельской школы.
Теоретики постмодернизма считают, что язык функционирует по своим законам, независимо от сферы применения. Мир постигается человеком только в виде рассказа о нем, то есть в виде «литературного» дискурса.
Постмодернисты сомневаются в достоверности научного познания. И это сомнение их привело к убеждению, что адекватное постижение действительности доступно только «поэтическому мышлению». В представлении постмодернистов мир – это хаос, который сознанию предстает в виде неупорядоченных фрагментов. Такое представление получило определение «постмодернистской чувствительности».
Работы главных теоретиков постмодернизма являются скорее художественными произведениями, нежели научными трудами.
К лагерю постмоденистов принадлежат такие серьезные прозаики, как:
- Джон Барт,
- Джон Фаулз,
- Рональд Сьюекеник,
- Ален Роб-Грийе,
- Хулио Кортасар,
- Филипп Соллерс,
- Милорад Павич.