Словесная пластика – это предельное обогащение выразительности слова.
Что означает невещественность образов в литературе?
Слово, получившее письменное воплощение, является материальным носителем образности в литературных произведениях. Слово, художественное в том числе, всегда что-то обозначает, оно имеет предметный характер.
Во многом специфика изобразительного начала в литературе предопределена тем, что слово – это конвенциональный знак, и оно не похоже на обозначаемый им предмет. Словесные картины, в отличие от скульптурных, живописных, экранных и сценических, являются невещественными. Это означает, что изобразительность в литературе присутствует, однако прямой наглядности изображений нет. Писатели, обращаясь к видимой реальности, могут дать только опосредованное, косвенное ее воспроизведение. Литература осваивает умопостигаемую целостность явлений и предметов, но воспринимаемый чувственно облик. Писатели обращаются не к прямому зрительному восприятию, а к воображению читателя.
Невещественностью словесной ткани предопределяется разнообразие и изобразительное богатство литературных произведений. По словам Лессинга, в литературе образы могут находиться один возле другого в чрезвычайно большом разнообразии и количество, при этом не покрываясь взаимно и не нанося друг другу вред, что с реальными вещами либо с их материальными воспроизведениями совершенно невозможно. Литература имеет безгранично широкие изобразительные, познавательные, информативные возможности, так как посредством слова можно обозначить абсолютно все, что располагается в кругозоре человека. о такой универсальности литературы говорилось неоднократно. Например, Гегель словесность называл «всеобщим искусством», которое в любой момент способно разрабатывать и высказывать совершенно любое содержание. По мысли Гегеля, литература распространяется на все, что каким-либо образом «интересует и занимает дух».
Невещественность образов, открытая Лессингом, в литературе дает им право мгновенно переходить из одного времени и пространства в другое. Автором в произведении могут быть изображены события, которые одновременно происходят как в разное время, так и в разных местах, при этом присутствует оговорка «А на другом конце города» или «А тем временем».
В отечественном литературоведении проблемами формальной пространственности в искусстве, художественного пространства и художественного времени и их монолитности в искусстве слова, а также формами хронотопа, времени в романе, влиянием ритма на пространство и время, индивидуальными образами пространства занимались такие ученые, как М. М. Бахтин, П. А. Флоренский, В. Н. Топоров, Ю. М. Лотман и т.д.
Понятие словесной пластики
Словесно-художественные образы, лишенные наглядности и являющиеся невещественными, вместе с эти описывают вымышленную реальность и обращаются к зрению читателя. Эта особенность художественных произведений называется словесной пластикой.
Живописания при помощи слов организуются больше по законам воспоминания об увиденном, чем как мгновенное, непосредственное претворение в жизнь зрительского восприятия. В таком отношении литература является своеобразным зеркалом видимой реальности, ее «второй жизни» - пребывания в сознании человека. В большей степени словесными произведениями запечатлеваются субъективные реакции на окружающий предметный мир, чем сами предметы как непосредственно видимые.
На протяжении многих столетий пластическому началу искусства слова предавали практически решающее значение. Еще с эпохи античности поэзию часто называли «звучащей живописью» (живопись при этом часто называли «немой поэзией»). Поэзия понималась классицистами 17-18 столетий как своего рода «пред-живопись» и рассматривалась в качестве области описаний видимого мира. Кейлюс, один из теоретиков искусства начала 18 века, утверждал, что силу поэтического атланта определяет количество картин, которые поэт доставляет живописцу. Похожие мысли высказывались и в 20 столетии. Например, Максим Горький писал: «Литература — это искусство пластического изображения посредством слова». Такие суждения говорят о большой значимости картин видимой реальности в художественной литературе.
«Непластические» начала образности
Но неотъемлемо важными в литературно-художественных произведениях являются и «непластические» начала образности – сфера мысли и психологии персонажей, повествователей, лирических героев, которые воплощаются в монологах и диалогах. С течением исторического времени эта сторона «предметности» искусства слова все больше выдвигалась на первый план и оттесняла традиционную пластику.
В преддверии 19-20 столетий особенно знаменательны суждения Лессинга, которые оспаривают эстетику классицизм:
- поэтическая картина не должна непременно служить материалом для картины художника;
- внешняя оболочка предметов может быть для поэта только одним из средств пробуждения интереса к его образам.
В таком же духе иногда высказывали писатели 20 столетия. Например, Марина Цветаева считала, что поэзия является врагом видимого, а по мнению И. Эренбурга, в эпоху кино литературе остается только психологический мир.
Однако, несмотря на все эти суждения «живописание словом» себя далеко не исчерпало. Ярким свидетельством тому являются произведения таких выдающихся писателей, как М. М. Пришвин, И. А. Бунин, В. П. Астафьев, В. В. Набоков, В. Г. Распутин. В литературе конца 19-го и всего 20-го столетия картины видимой реальности сильно изменились. Традиционные развернутые описания природы, внешности героев, интерьеров сменили максимально компактные характеристики видимого, мельчайшие подробности, которые как бы пространственно приближены к читателю, рассредоточены в художественном тексте, а главное, психологизированы и подаются как чье-то зрительское впечатление. В частности, этот характерно для творчества А. П. Чехова.