Притча - это назидательный рассказ о человеческой жизни в форме аллегории, иносказания.
Сюжет и проблематика романа К. Исигуро «Не отпускай меня»
Действие романа «Не отпускай меня» происходит в альтернативном будущем Англии конца 20 столетия. Еще в 50-х годах учеными были разработаны технологии клонирования людей. Это делалось в производственных целях, для пересадки органов. До 16 лет дети-клоны жили в специальных приютах, а затем – до 18 лет в общежитиях. С 18 лет клоны становились помощниками доноров – ухаживали за прооперированными донорами, до тех пор, пока под категорию доноров не попадали сами. Всего можно было сделать три-четыре операции, после чего клон «завершал» свой жизненный путь.
Главной героине, клону Кэти, чуть больше тридцати. С одиннадцати лет Кэти работает помощницей донора. Она единственный клон, который смог дожить до такого возраста без ущерба для здоровья.
Девушка выросла в уникальном приюте – Хейлшеме. Дети-клоны здесь росли в лучших условиях. Узнав об этом, подопечные Кэти попросили ее рассказать об этом месте. Это она и сделала перед тем, как перейти в категорию доноров.
Кэти вспоминает свое детство, юность, недавние события. Приют располагался в лесу, подальше от человеческих глаз, в старинном особняке. Детей поощряли к занятиям спорту и творчеству. Все дети с удовольствием рисовали, а рисунки выставлялись на аукционе. За вырученные жетоны дети могли приобрести различные безделушки. Опекуны заботились о своих подопечных, объясняли им, что они отличаются от других людей. О мире людей воспитанники знали лишь из кино и книг. Иногда в приют приезжала таинственная незнакомка, которую дети называли Мадам.
К. Исигуро в своем романе поднимает ряд проблем:
- Проблема смирения с неизбежностью. Воспитанники Хейлшема растут и ведут себя, как обычные дети, но они клоны, и эту правду от них никто не скрывает. Напротив, им с рождения внушается, что это их участь, и избежать ее невозможно;
- Проблема гуманности;
- Проблема безучастности. Большая часть людей, с которых были сделаны клоны, сознательно закрывали глаза на это. К. Исигуро заставляет читателя задуматься над этим изощренным видом потребления – изъятием органов у здоровых людей на законных основаниях.
Жанровое своеобразие романа «Не отпускай меня»
Произведение часто рассматривают как фантастический роман, как антиутопию. Однако жанровая природа этого романа гораздо сложнее.
Органическая связь произведения с жанром антиутопии несомненна. К. Исигуро изображает высокотехнологичное общество. Его устройство персонажи романа воспринимают как нормальное, а читатель – как жестокое и несправедливое.
Одной из характерных черт антиутопии является то, что в центре повествования находится протест, борьба с существующим порядком.
Но в романе К. Исигуро этого нет. Никто из персонажей – ни главная героиня, ни ее друзья, ни опекуны приюта – не протестует. Никто не стремится изменить что-либо, никто не вступает в борьбу. Ни один из персонажей даже мысленно не выражает несогласия: опекуны приюта понимают, что изменение существующей системы невозможно, а клоны эту систему воспринимают как само собой разумеющееся.
Очевидна и связь романа «Не отпускай меня» с реалистической традицией английской литературы. Н.А. Махмудова, обобщая исследования Дж. Бакли и М. Хирш, выделяет ряд признаков викторианского романа-воспитания:
- Определенная биография;
- Скитания и испытания, в результате которых герой обучается у жизни;
- Противопоставление чистой любви и порочной, которое реализуется в тексте
- Внутренний конфликт. Разрешение этого конфликта приносит герою душевную гармонию.
В этом отношении очень характерен жизненный путь, который прошла главная героиня – от детства почти до конца жизни, со всеми его успехами, ошибками и финальным самоопределением. Автор показывает читателю героиню, заново проживающую свою жизнь. Повествование начинается в закрытом приюте. Далее автор описывает юность героев, затем их взросление через получение знаний о самих себе. Пространство романа в соответствии с сюжетом постепенно расширяется – школа, коттеджи, Норфолк и бескрайние английские поля. В этом контексте любопытно то, что Кэти свое выпускное сочинение пишет о викторианской литературе. Среди присутствующих в тексте литературных персоналий упоминается Ч. Диккенс.
К. Исигуро в своем романе обращается к традиционной для английской литературы ностальгии, но раскрывает эту тему больше как личностное переживание. Писатель исследует «национальный английский характер», его привлекают темы культурной и национальной идентичности.
Однако К. Исигуро их рассматривает не как противостояние «свой - чужой», а как историю одиночества человека, который в этом противостоянии лишен определенности, а именно метафорического дома, родителей и даже собственной воли.
К. Исигуро высоко ценит человеческое достоинство и человечность, умение с достоинством принимать реальность и не отказываться от того, что задано ею.
Единственная непреходящая ценность в постоянно меняющемся сложном мире для К. Исигуро – это человек с его идеалами, мыслями, надеждами.
Несмотря на то, что в произведении Исигуро обращается к условно-фантастическим приемам, они не заслоняют авторскую идею, оставаясь средством для ее выражения.
Определяя произведение как роман-притчу, необходимо отметить, что он и в жанровом плане представляет собой синтез восточной и европейско-христианской притчевых форм с присущими для них чертами. В романе «Не отпускай меня» прослеживаются черты традиционной притчевой формы:
- Наличие двух планов – универсального и реального. Второй план присутствует в романе неявно и угадывается главным образом через обобщения;
- Этическая проблематика;
- Упор на эмоционально-психологическое воздействие;
- Вовлечение читателя в сопереживание;
- Сакрализация предметного мира.
То, как в романе проявляется притчевое начало, свидетельствует о художественном синтезе двух притчевых традиций.
Таким образом, в жанровом отношении роман К. Исигуро «Не отпускай меня» неоднороден. В произведении органично сплетены черты антиутопии, научной фантастики, романа воспитания, романа-притчи, альтернативной истории, что позволило автору затронуть комплекс вопросов.