Ранняя сибирско-татарская литература
Сибирско-татарская литература – это литература сибирско-татарского этноса, связанная тематически с сибирскими татарами и написанная на сибирско-татарском, татарском и русском языках.
До 21 века сибирско-татарская литература была мало изучена, попытки исследования, проводимые ранее, не носили системный характер, а литературное наследие сибирских татар интересовало ученых лишь как часть тюркско-татарской культуры.
Поэтому сформировалось неверное представление, что сибирские татары не имели собственных писателей и поэтов, и оригинальные художественные произведения сибирскими татарами не создавались. Однако новейшие научные исследования опровергают это мнение.
К образцам ранней литературы сибирских татар относятся шежере – генеалогии родов.
Изначально шежере были только в устной форме, а с 1877 года стали публиковаться в письменной форме. На основе шежере была составлена «Тетрадь Ахметчана Гизетдина», которая была записана в 1914-1920 годы на основе древних преданий сибирских татар. В этом произведении описывается история г.Тобольска и г. Барабы. Недавно обнаружена шежере «Грамота хранителя Юрумской астаны».
После принятия ислама распространение получили рукописные книги светского и религиозного содержания. Однако, из-за отдаленного расположения от центров тюркского книгопечатания – Казани, Троицка, Самарканда, Оренбурга, Бухары – эти книги не были изданы и остались неизвестными читателям. В архивах Тюменского областного краеведческого музея находятся рукописи из Ембаевского медресе, однако они написаны арабским шрифтом, который способно расшифровать только специалисты. Эта рукопись является ценнейшим классическим наследием сибирско-татарского народа, которое еще предстоит изучить и опубликовать.
История сибирско-татарской литературы ведется от средневековых рукописей. Классическими памятниками сибирско-татарской литературы являются:
- «Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке»,
- «Предание тобольских татар о грозном царе Тамерлане»,
- «Предание тобольских татар о происхождении киргизского народа»
- «Предания тобольских татар о прибытии в 1572 году мусульманских проповедников в город Искер»
- «О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против иноземцев Западной Сибири» и др.
Большая часть рукописей, в которых говорится об исторических событиях периода Тюменского и Сибирского ханств, к сожалению, утрачено.
В средневековый период Сибирь являлась одним из центром суфийской культуры. Яркими представителями литературы этого периода являются поэты Кылыч Сайади, Сибирь Икани, Маджлис.
В 18 веке поэт, ученый, государственный деятель из Тобольска Хаджаш Шакур бин Гаввазбай написал «Насихатнаме» - «Книгу наставлений». Эта книга была издана в Казани в 1872 году. В тексте произведения отмечаются суфийские приемы. Сама поэма носит философско-воспитательный характер, направлена на воспитание моральных и этических норм поведения.
В 1775 году просветитель Мухаммедрахим на основании переводов персидского материала создал «Сборник древних легенд и сказаний». В этот же период был составлен сборник новелл «Маджмугуль хикаят», который является свидетельством многосторонности культурного и духовного мира сибирско-татарского этноса.
Сибирско-татарская литература 19-20 веков
В сибирско-татарской литературе 19 века ярко выделяется учитель Ембаевского медресе Маулекай Юмачиков. Его поэма «Эрбет бәете» - «Ирбитский баит» - была опубликована в 1881 году. В 1891 году писатель опубликовал свою первую книгу стихотворений. Кроме того, известны и его произведения прозаического жанра, среди которых две книги религиозного содержания. «Ирбитский баит» был опубликован в 2006 году.
В конце 19 века выделяется творчество Бибиханифы Ниязи. Поэтесса родилась в семье педагогов и образование получила по мужской программе. Ее первое произведение было опубликовано в 1896 году и называлось «Вера в правдивость». В 1897 году вышел сборник стихов «Утешение».
На рубеже 19-20 веков в сибирско-татарской литературе был известен Габдрашит Ибрагимов. Ибрагимов был писателем, журналистом, политиком и мусульманским миссионером и сыграл значительную роль в жизни российских мусульман. Ибрагимов, не согласившись с национальной политикой России, проводимой в начале 20 века, жил в странах Азии и Европы, был строителем первой мечети в Японии. Кроме того, Ибрагимов являлся издателем периодических изданий для российских мусульман на татарском, казахском и арабском языках.
Наиболее известные произведения Г. Ибрагимова:
- «Галәми ислам» («Мир ислама»),
- «Чулпан Йолдыз» («Утренняя звезда»),
- «Тәрҗемәи хәлем» («Автобиография»).
Современная сибирско-татарская литература
Основоположником современной сибирско-татарской литературы является Булат Валикович Сулейманов. Сулейманов посвятил свое творчество воспеванию своего народа. Малая поэтическая форма является ядром жанровой системы поэзии Сулейманова. Основная тематика его произведений – философия, любовь к своему родному краю, неразделенная любовь. А в рассказах Сулейманова отображена жизнь простых людей, причем отображена она с точки зрения знатока человеческих ценностей. При жизни поэты вышли два поэтических сборника - «Ак метеор» («Белый метеор) и «Таңнар фонтаны» («Фонтан зорь»).
Роман тобольского писателя Я. К. Занкиева «Иртеш таңнары» («Зори Иртыша») исследователи называют энциклопедией жизни сибирских татар. Произведения писателя направлены против фальши и лжи, в них утверждается благородство и справедливость вне зависимости от обстоятельств и времени. Кроме того, Занкиев написал несколько детских произведений, которые собраны в сборник «Остроушко». В 1999 году был опубликован второй роман сибирско-татарского писателя «Любовь, опаленная пламенем».
Среди нового поколения сибирско-татарских писателей выделяется творчество Земфиры Таштимировны Шариповой. В своих произведениях в поэтической форме она излагает наблюдения над жизнью, отражает отношение современной молодежи к себе и к окружающему миру, мировосприятие молодого поколения. Произведения Шариповой адресованы не только к юношеству, но и к читателям более старшего поколения.