Развитие нанайской литературы
Большое влияние на развитие нанайской литературы оказали русские ученые и учителя, которые активно помогали развитию нанайской грамотности и письменности. Например, В. А. Аврорин оказывал поддержку начинающим нанайским писателям, а также способствовал созданию и публикации первых книг.
Первыми периодическими изданиями, которые стали выпускаться на нанайском языке, стали журналы и газеты «Новая жизнь», «Новый путь», «Учебный путь».
Первые образцы устного народного творчества нанайцев были опубликованы в 1896 году. Однако единой жанровой системы фольклора нанайцев до сих пор не создано. Исследователь и ученый Н. Б. Киле в своей книге «Нанайский фольклор» выделяет несколько жанров:
- Сказка – нингман
- Шаманское песнопение – яян
- Легенда, сказ – тэлунгу
- Загадка –намбокан
- Заимствованная сказка – сиохор
- Плач- сонгон
- Песня – дярин
- Скороговорка – деуруэн.
А. А. Пассар, нанайский писатель, кроме вышеперечисленных жанров выделяет еще жанр мужской сказки.
В нанайских сказках отражаются языческий уклад жизни и языческие представления народа. Для сюжета сказок характерно соединение сюжетов и контаминация. Обилие звукоподражательных слов и междометий – главная характерная особенность нанайских сказок.
На раннем этапе развития литературы нанайцев выделяются произведения К. Гейкера, Б. Ходжера, А. Самара. А. Самар в своем творчестве воспевал величие и красоту родного края, а также затрагивал общественные темы и впервые обратился к теме любви.
В более поздний период развития нанайской литературы выделяется творчество Г. Г. Ходжера. Его произведение «Мой знакомый пчеловод» было награждено золотой медалью, а трилогия «Амур широкий» награждена государственной премией РСФСР имени М. Горького.
Своеобразие нанайской сказки
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Во многом темы и мотивы нанайских сказок схожи с мировыми сказками. Мотивы и сюжеты сказок нанайского народа очень разнообразны, особенно интересны мотивы чудесного рождения и поиска супруга.
Мотив чудесного рождения очень часто связан со священными деревьями. Например, такое чудесное зачатие происходит в сказке «Три ласточки» - на голову красавицы Фудин упал помет ласточки. После того, как подошел срок, девушка влезла в дупло священного дерева и родила ребенка.
В другой сказке «Удав-юноша» ребенок появился на свет от прикосновения удава к девушке.
Сюжет поиска супруга в мировом фольклоре не является новым, однако в сказках нанайцев он реализуется иначе. Например:
- младший брат добывает жену старшему;
- сестра добывает жену брату.
Главными персонажами нанайских сказок являются Фудин, Мэргэн, Мудур. В сказсках о животных персонажами выступают птицы и звери, а в бытовых сказках старики и старушки.
Мэргэн, как правило, главный положительный герой нанайских сказок, у которого много жен, для которых он является благодетелем и защитником. Фудин – гланый женский персонаж сказок, молодая, красивая девушка, которая совершает героические поступки.
Кроме этих персонажей, в сказках встречаются и мифологические образы – Кори (птица, злой дух), Худгули – мифологический медведь. Большую роль играют помощники – покровители, в роли которых могут выступать как тигр, так и обычная скалка или волос. Помощниками в нанайских сказках могут выступать вши.
Творчество нанайских писателей
Нанайцы составляют малочисленную этническую группу, поэтому нанайская литература представлена небольшим числом писателей. Яркими представителями нанайской литературы являются Г. Г. Ходжер и Константин Бельды.
Григорий Гибивич Ходжер – известный советский нанайский писатель – родился в апреле 1929 года в селе Верхний Нерген в семье рыбака. После окончания семи классов работал на Малмыжском консервном заводе в качестве ученика-жестянщика. Затем стал секретарем сельсовета села Джуен. В 1947 году писатель переехал на Южный Сахалин, а через два года поступил на исторический факультет Ленинградского педагогического института имени Герцена. После окончания института Ходжер вернулся на Дальний Восток, где сначала работал в редакции газеты «Тихоокеанская звезда», а затем стал профессионально заниматься литературой.
Первые произведении Г. Г. Ходжера были опубликованы в 1953 году. А в 1958 году был выпущен сборник рассказов Ходжера «Первые сдвиги». Затем он написал повести «Эморон-озеро», «Чайки над морем», «Правнук Дерсу Узала», «Пустое ружье», «Какого цвета снег?», «Квартира с видом на Амур», «Гайчи». В документальной повести «Найхинцы» Ходжер писал о нанайцах-фронтовиках, а трилогия «Амур широкий» посвящена жизни нанайского народа в период с конца 19 века до 1930-х годов. Г. Г. Ходжер писал произведения и для детей, а также занимался сбором нанайского фольклора и составлением сборников литературных произведений народов Дальнего Востока.
Константин Бельды родился в 1934 году. Несмотря на то, что он не так широко известен, как Еремей Айпин и Юрий Рэтхэу, его произведения засуживают отдельного внимания. Наиболее ярким его произведением является автобиографическая повесть «Бесстопый шаман». Отличительной чертой произведения является единство содержания и формы. Материал произведения гармонирует с простым языком изложения, отсутствием пафоса. В повести автор рассказывает о жизни и мировосприятии своих соплеменников, об их самобытности. Ключевыми сюжетами повести являются охота, еда и шаманизм, которые составляют три основы существования нанайского народа. Главной темой произведения является именно деятельность шамана, без которого ничто не может быть начато и окончено. Охота, являющаяся одним из важнейших дел нанайцев, является второй главной темой произведения. А раскрывая тему еды, писатель выступает в качестве шеф-повара и гурмана, и делится рецептами кухни нанайцев. В повести часто описывается, как именно приготовлено то или иное национальное нанайское блюдо, которым угощаются герои произведения.