Становление хантыйской литературы
Первые попытки зарождения хантыйской литературы, в основном, неудачные, были предприняты в 1920-х годах. Это были сочинения о жизни своих народов, написанные студентами рабфака. Первые попытки создания хантыйского букваря тоже следует признать не особо удачными. Возможно, это связано с тем, что существует несколько диалектов языка ханты, и создание универсального букваря для всех представителей хантыйского народа невозможно.
Первые оригинальные произведения хантыйской литературы были опубликованы в конце 1930 годов. Начало хантыйской литературы было положено Киркуром Лазаревым, который в 1930-е годы занимался в литературном кружке И. Гудкова и В. Сенкевича. Обращение к героическому опыту хантыйского народа помогло Лазареву найти интересных героев и провести немало свежих сравнений.
Первые произведения начинающих поэтов предполагалось опубликовать сборником «Огоньки». Перед началом войны был опубликован сборник «Хантэйская и мансийская поэзия». В этот сборник были включены переводы-подстрочники стихотворений, которые обличали самодержавный режим и воспевали советскую власть.
В скором времени стали появляться первые отдельные издания. Хантыйская литература имеет большое количество общих с другими литературами коренных младописьменных народов Севера Западной Сибири черт. Одной из таких черт является опора писателей на народное творчество и на традиции национальной мифологии. Именно своеобразием хантыйского фольклора и мифологии определяется самобытность творческой деятельности литераторов. Часть хантыйских авторов обращается непосредственно к дописьменному наследию народа, предпринимая попытки сохранить его для потомков, зафиксировав в слове. Например, Г. Лазарев, Т. Чучелина, М. Вагатова, Р. Ругин. Другие авторы ищут возможности соединения дописьменного опыта с реалиями и ценностями современности. В связи с этим способы ввода фольклора в структуре текстов требуют особой культуры восприятия читателя. К таким авторам относятся П. Салтыков и Е. Айпин.
Ближе к концу 1970-х годов у малых народов Севера сформировалась сильная, яркая проза. Однако у хантов на протяжении долгого времени развивалась только поэзия.
В 1961 году на Первой Всероссийской конференции писателей Севера были отмечены произведения Прокопия Салтыкова, Романа Ругина и Микуля Шульгина. Салтыков в основном работал в классических традициях русского стихотворства.
Попытка создания единого литературного языка не увенчалась успехом. В этот период писатели предпочитали автобиографический материал, и именно создание такой прозы во многом стало толчком к изучению истории своего народа.
В. Шульгин придерживался русской системы стихосложения, и стремился писать на привычные для хантыйских рыбаков темы – река, тайга, работа. В сборнике «Благодарность», опубликованном в 1975 году, Шульгин воспевал газовиков и нефтяников. На эту же тему писал и Р. Ругин. обращения Ругина к теме политики оказались неудачными.
В 1960-е годы стало известно имя Владимира Володина. Несмотря на то, что первые произведения Володина чересчур дидактичны, эпическая поэма писателя «Так Молупси», которая была навеяна воспоминаниями автора о своем детстве, стала настоящим открытием в литературе. Однако эта поэма при жизни автора так и не была опубликована. Володин погиб при невыясненных обстоятельствах.
Даниил Китаев, еще один талантливый хантыйский писатель, в течение долгого времени не мог определиться, на каком языке писать. Первую книгу «Нарасьюх» ему никак не удавалось издать. В результате, от безысходности, Китаев покончил с собой. На хантыйском языке писатель написал три варианта повести «Юшман».
Формирование прозы в хантыйской литературе связано с именем Еремея Айпина. Первое произведение писателя было опубликовано в 1979 году. Это была производственная повесть «В ожидании первого снега».
Еремей Айпин стал первым прозаиком хантыйского народа.
На хантыйском языке Айпин написал несколько повестей:
- «Я слушаю Землю»
- «В тени старого кедра»
- «Ханты, или Звезда Утренней Зари».
Роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари» является наиболее известным произведением Еремея Айпина. В этом произведении автор осмысливает сложную судьбу малочисленного народа в драматических условиях социальных и политических катаклизмов 20-го века.
Современная хантыйская литература
Основу жанровой системы современной хантыйской литературы составляют рассказ, повесть, малая поэтическая форма. при этом присутствует и обращение к новым формам произведения – книге рассказов (например, «Время дождей»), роману («Ханты, или Звезда Утренней Зари»), драматической поэме («Пословский причал»).
Происходит расширение проблематики и тематики произведений, совершенствование малой формы поэзии, а процесс осмысления исторического пути хантыйского народа становится интереснее и острее.
Произведения хантыйских литераторов активно публикуются на хантыйском и русском языках. К новому поколению хантыйских писателей относятся:
- Тимофей Молданов
- Татьяна Молданова
- Ульяна Молданова
- Елена Тарлина
- Владимир Антоненков.
Татьяна Молданова является автором произведения «В гнездышке одиноком». Эта повесть посвящена к Казымской трагедии, кровопролитию на озере Нумто в 1930 годы. В своей второй повести «Касания цивилизации» Молданова пишет о судьбе своих сверстниц из Казыма, судьба которых не сложилась по разным причинам.
Писатель Тимофей Молданов занимается разработкой в хантыйской литературе жанра современных быличек, близких к фольклору.
Ульяна Молданова пишет рассказы этнографического характера. И Тимофей, и Ульяна Молдановы пишут свои произведения на хантыйском языке.
Писатели Елена Тарлина и Владимир Антоненков на русском языке пишут о части хантыйского молодого поколения, которая ощущает свою принадлежность к хантыйскому народу. Еще одной тематикой их произведений является поиск новых путей развития хантыйской цивилизации.
В своей эпической поэме «Пословский причал» Леонтий Тарагула осмысливает непростую судьбу хантыйского народа.