Монтаж - это принцип построения любых культурных текстов, заключающийся в соположении в предельно близком хронотопе двух и более предметов, изображений, любых словесных и других знаковых соответствий или целых сцен, отличающихся друг от друга по структуре или по денотатам.
Монтаж как литературно-художественный прием
Как утверждает В. В. Иванов, монтаж охватывает почти все области культуры, так как категория монтажности возникает везде, где речь идет о принципиальной дискретности частей внутри целого. Прием монтажа зародился в кинематографе и затем распространился на другие области культуры. Монтаж помог выявить схожие приемы, существовавшие в них давно, но не осмыслявшиеся как монтажные.
В искусстве начала 20 века примером использования принципа монтажа были коллажи художников-кубистов Брака и Пикассо, которые, по словам Аполлинера, показали, что творить живопись можно чем угодно – кусками газет, игральными картами, почтовыми марками, канделябрами. В «Калиграммах» Аполлинера грань между графическим творчеством художника и словесным творчеством поэта стирается, и эти опыты стали идеями, которые объединяли монтаж в изобразительном искусстве и в поэзии.
Определение монтажа как важного специфического средства выразительности в киноискусстве принадлежит Л. Кулешову. Писавшие о кинематографе до Кулешова Л. Деллюк и Р. Канудо подходили к определению монтажа, рассуждая о ритме и движении. Теоретическое обоснование значения монтажа приведено Кулешовым в статьях 1917-1919 годов, а также в исследовании «Знамя кинематографии», опубликованным в 1920 году. Кулешов в ходе эксперимента с кусками старой пленки обнаружил эффект, заключавшийся в том, что сочетание кадров при помощи монтажа способно придавать им различный смысл и изменять их содержание. На основе этого ученый делает вывод, что при помощи монтажа можно создавать на экране персонажей и события, которые в действительности не существует.
С. М. Эйзенштейн, один из основоположников и пропагандистов теории и практики монтажного кино, рассматривал этот прием как принцип культуры. Он считал правомерным вести речь о монтаже в театре, литературе, а также в изобразительных искусствах. Эйзенштейн интересовался кинематографическим осмыслением текстов А. С. Пушкина. В своей статье «Монтаж-1938» Эйзенштейн писал о том, что две какие-либо части, поставленные рядом, неизбежно соединяются в новое представление, которое возникает из этого сопоставления.
В этом случае монтаж рассматривается как совокупность приемов кинематографической композиции. В свою очередь, она считается более значимой, чем попавшие в кинокадр предметы. В литературоведении термин «монтаж» немного изменил свое значение. Этим термином в литературоведении обозначается способ построения художественного произведения, когда преобладает дискретность изображения, разбитость его на фрагменты. При этом монтаж связывается с авангардистской эстетикой. Монтаж выполняет следующие функции:
- Разрыв непрерывности коммуникации
- Обыгрывание диссонансов
- Констатация случайных связей между фактами
- Разрушение естественных связей между предметами, «фрагментаризация» мира.
В этом смысле монтажностью отмечены произведения Дж. Дос-Пассоса, французский «новый роман», эссеистика В. Б. Шкловского.
Монтажная композиция
В современном литературоведении слово «монтаж» получило еще более широкое значение.
Монтажом стали фиксироваться сопоставления и противопоставления, не продиктованные логикой изображаемого, но запечатлевающие напрямую ассоциации и ход мысли. Композиция, в которой такой аспект произведения активен, называется монтажной.
Внутренние ассоциативные, эмоционально-смысловые связи между персонажами, эпизодами, событиями, деталями являются более важными, чем их предметные, внешние, причинно-следственные и пространственно-временные «сцепления».
Такой принцип построения заметен в русской классике 19 века. например, монтажную организацию имеет ряд лироэпических и лирических произведений Н. А. Некрасова. ярким примером монтажной композиции является произведение «Три смерти» Л. Н. Толстого. Рассказ состоит из трех эпизодов, не имеющих между собой причинно-следственных связей. Герои произведении никаким образом не соприкасаются друг с другом, а пространственно-временные сцепления событий произведения слабы. Однако все изображено в рассказе прочно соединено, то есть смонтировано, энергией писательской мысли: о природе, о человеке, о ненатуральности тех, кто обладает богатством и привилегиями и естественности людей из народа.
Ярким образцом монтажной композиции в литературе 20 века является роман «Волшебная гора» Т. Манна. Произведение насыщено смысловыми аналогиями и параллелями, являющимися в значительной степени независимыми от предмета изображения, а также логики его развертывания. По словам автора, в этом произведении являются значимыми «символические формулы», мотивы и идеи, которые перекликаются друг с другом по законам музыки. Писатель советовал прочитать этот роман во второй раз, мотивируя это тем, что книга не совсем обычна – она носит характер композиции, похожий на музыкальную. Читатель при первом чтении осваивает предметно-тематическую составляющую романа, а при повторном обращении к произведению он более глубоко поймет его смысл получит возможность постигать авторские сцепления и ассоциации не только ретроспективно, но и забегая вперед, уже зная, чем роман будет продолжен и как он будет завершен.
Так или иначе, монтажное начало присутствует в сюжетных произведениях, в которых есть вставные рассказы (например, в составе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»), лирические отступления, хронологические перестановки.
В литературе 20 века широкое распространение получили немотивированные и внезапные переходы от одних моментов жизни героев произведения к другим, более ранним и часто весьма далеким, и забегания в будущее. Такие временные смещения часто наблюдаются в произведениях У. Фолкнера.
Монтажная композиция открывает перед автором широкие перспективы, позволяя образно запечатлевать не наблюдаемые непосредственно сущностные взаимосвязи различных явлений, постигать мир более углубленно во всей его противоречивости и единстве, богатстве и разнокачественности.