Литературоведение – это отрасль искусствознания и филологии, которая изучает художественную литературу во всем многообразии ее элементов.
Предмет и структура литературоведения
Современное литературоведение является очень сложной и подвижной системой дисциплин. В литературоведении выделяются три главные отрасли:
- история литературы
- теория литературы
- литературная критика.
История литературы рассматривает процесс развития литературы, изучает ее прошлое.
Теория литературы занимается исследованием общих законов развития литературы и ее структуры.
Для литературной критики интерес представляет современное состояние литературы. Также для этой отрасли литературоведения характерна интерпретация литературы прошлого с точки зрения актуальных современных художественных и общественных задач. При этом принадлежность критики к литературоведению как к науке не является общепризнанной.
Одной из важнейших частей литературоведения является поэтика.
Поэтика – это теория литературы, предмет изучения которой эволюция словесно-художественных форм и творческих принципов писателей.
С основными отраслями литературоведения поэтика соотносится следующим образом:
- в отрасли теории литературы поэтика рассматривается как наука о структуре литературы;
- историческая поэтика существует в отрасли истории литературы. Здесь поэтика исследует развитие художественных структур в целом и их отдельных элементов, таких как жанр, сюжет, стилистический образ и другие;
- в литературной критике также применяются принципы поэтики.
Стилистика художественной речи занимает аналогичное положение в литературоведении. Стилистика входит в теорию литературы, где представляет собой исследование одного из структурных уровней – речевого и стилистического. Также стилистика входит в историю литературы, где исследуется, например, стиль и язык какого-либо направления или течения. А стилистические штудии современных произведений во все времена были одной из функций критики.
Для литературоведения характерна тесная взаимосвязь всех отраслей, а также возникновение дисциплин второго ряда. Таким образом, существует история критики, теория критики, теория стилистики художественной речи, история поэтики и другие. Кроме того, для литературоведения характерно и передвижение дисциплин из одного ряда в другой. Например, литературная критика со временем становится материалом для изучения исторической поэтики, истории литературы и других наук.
Кроме основных дисциплин литературоведения существуют и вспомогательные:
- библиография художественная и литературоведческая
- литературоведческое архивоведение
- текстология
- эвристика
- палеография
- теория и практика эдиционного дела
- комментирование текста и другие.
Начиная с середины 20 века, в литературоведении возросла роль математических методов, в частности, статистики. Особенно это заметно в тех направлениях, где соизмеримые элементарные отрезки структуры выделяются легче всего – в текстологии, стиховедении, фольклоре, стилистике.
Эти дисциплины являются необходимой базой для основных. Одновременно с этим в ходе развития и усложнения вспомогательные дисциплины способны выявлять и самостоятельные задачи научного характера, а также приобретать самостоятельные культурные функции.
Связь литературоведения и искусствознания
Литературоведение тесно связано с другими гуманитарными науками. Ряд гуманитарных наук, например, эстетика, философия, являются методологической базой для литературоведения. Другие близки к литературоведению своим предметом исследования и задачами, например, общее искусствознание и фольклористика. Ряд гуманитарных наук близки к литературоведению общей гуманитарной направленностью социология, история, психология.
Искусствознание – это научное изучение искусства в целом и отдельных его видов. Художественная словесность является предметом изучения литературоведения и одним из видов искусства.
Произведения художественного творчества – это произведения, которые создаются по закону соответствия содержания и формы, и относятся к области духовной культуры общества – это произведения скульптуры, живописи, музыки, литературы и т.д. Такие произведения удовлетворяют не материальные потребности людей, а их духовные интересы, запросы и стремления, в своих образах выражают эмоциональную оценку и осмысление явлений жизни.
Произведения художественного творчества являются одним из видов общественного сознания. Искусство имеет несколько определений. Искусством часто называют только его пространственные виды – архитектуру, скульптуру, живопись. Именно науку об этих видах искусства называют искусствознанием. Таким образом, предметом литературоведения является только словесность, относящаяся к сфере искусства, художественного творчества.
Литературоведение, изучая художественную словесность, становится в ряд искусствоведческих наук – музыковедения, искусствоведения, театроведения и других. Литературоведение способно развиваться и вне связи с другими науками об искусстве, без учета их обобщений о художественном творчестве и без учета их наблюдений. Отсюда следует, что принципы и задачи исследования художественной словесности у лингвистики и литературоведения различны. Так, лингвистика занимается изучением произведений художественной словесности в единстве содержания и формы, а не только со стороны языка. Для лингвистики язык произведений – художественная речь – является лишь одной из сторон художественной формы, которая существует в теснейшей связи с другими сторонами, такими как композиция произведения, подбор деталей при изображении явлений жизни. в литературоведении рассматриваются все особенности произведения. В частности, рассматриваются особенности речи и с точки зрения идейной содержательности и с точки зрения эстетики, которые не интересуют лингвистику.