Онейротопика – это система художественных средств в художественном тексте, которые связаны с изображением сновидений, или, иными словами, с поэтикой сновидений.
Роль сновидений в пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»
Проблематика сновидений в литературе чрезвычайно широка и разнообразна. Часть имеет выраженную политическую окраску, другая часть помогает глубже понять переживания героев. Существуют также сны-иносказания – в этом случае в сон выступает в произведении в качестве средства, помогающего сделать текст более интересным и занимательным.
В художественной литературе сны служат для того, чтобы ярче отразить связь между творческой фантазией автора и реальной жизнью.
Пьеса У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», написанная предположительно в 1596 году, относится к первому оптимистическому периоду творчества писателя. Произведение было написано в период перехода от эпохи возрождения к барокко. Пьеса была создана для постановки по случаю бракосочетания высокопоставленных лиц. Это произведение выделяется среди остальных творений Шекспира тем, что исследователи не нашли непосредственного и прямого источника ее сюжета. Композиция и замысел сюжета пьесы полностью принадлежать писателю.
С одной стороны, «Сон в летнюю ночь» является самой беспечно веселой, беззаботной, карнавальной пьесой Шекспира. Она похожа на сказку. В этом произведении сон выполняет сюжетообразующую функцию. По мнению Е. Корнилова, в пьесе существует два постоянно соотносящихся друг с другом пласта – мир сновидений и реальный мир. Герои пьесы существуют то в одном мире, то в другом, и в этих двух мирах они проявляют себя по-разному. Сон же является границей перехода между ними. Как только персонажи засыпают, они оказываются в другом мире.
На протяжении всего действия пьесы герои то засыпают, то просыпаются, а во сне с ними происходят всякие метаморфозы. Они впоследствии из сна переходят в реальность и круто изменяют судьбу персонажей. Например, монолог Герминии, когда она, заснувши рядом с Лизандром, вдруг просыпается одна. Ей приснилась ужасная змея. Для героини этот сон становится пророчеством, ведь Лизандр в действительности смотрел на девушку равнодушно после того, как Пэк по ошибке сбрызнул его глаза соком волшебного цветка. На самом деле этот сок был предназначен для Дементрия.
В пьесе «Сон в летнюю ночь» влюбленные мечтают, и благодаря сновидению и сну они обретают свое счастье наяву, хоть изначально это и казалось невозможным. Этим У. Шекспир подчеркивает зыбкую границу между сновидением-мечтой и реальной жизнью вообще. И в его пьесе эта зыбкость носит положительный характер, словно подчеркивая, что возможно осуществить все.
В своей работе А. А. Аникст говорит о семантике слов «сновидение» и «сон» в английском языке, так как это играет важную роль для понимания идеи. имеет несколько значений. Оно соединяет понятия мечты и сновидения. В русском языке не эквивалента этому слову, что в ряде случаев затрудняет понимание. Слово «Dream» может переводиться как мечта, сновидение, видение, иллюзия, удовольствие, радость. Весь спектр значений этого слова сильно отличается от принятого «мечты» или «сновидения» - обычно dream переводится именно так. В свою очередь, У. Шекспир использует одно и то же слово в его разных контекстах и тем самым подразумевает разные оттенки значения этого слова.
По своей поэтике «Сон в летнюю ночь» скорее является «Сновидением - мечтой в летнюю ночь». И если вместо «сна» главным становится «видение» восприятие текста сразу меняется.
«Видение» и «мечта» - это часть ренессансного «сновидения».
Сон в пьесе Шекспира выполняет фрейдовскую роль – он делает явными тайные желания. Люди в своих сновидениях с одной стороны смелее, а с другой - они в них являются теми, кем есть на самом деле.
Роль сна в пьесе «Буря»
Сказочную пьесу Шекспира «Буря» относят к трагикомедии. Тема этого произведения – противостояние человека сложному и иррациональному миру сновидений. Действие пьесы происходит на заколдованном острове, который представляет собой царство сновидений.
Здесь сновидение окрашено совсем иными цветами – более мрачными и суровыми. Скорее, это не сновидение-мечта, а сновидение – иллюзия. То есть это сновидение, которое говорит о призрачности жизни, а иллюзия происходящего – это типичное для барокко представление о том, что человек создан из того же, что и его сны. В пьесе «Буря» свое развитие продолжает тема сна, которая имеет отношение к спокойствию и вечному сну.
Так же, как и в пьесе «Сон в летнюю ночь» персонажи то просыпаются, то засыпают.
Просперо, властелин острова и мира, управляет героями как своими марионетками. Ни одно событие не происходит по их воле. Просперо наперед знает и контролирует их действия, для их же блага. Функция сна в «Буре» осталась прежней, но изменилась его поэтика.
Сновидение в этом произведении определяет и построение текста:
- Стремительное начало
- Ощущение нереальности, а порой и абсурдности
- Резкие смены действия.
Это все создает ощущение сна наяву, и одновременно с этим мы верим всему, что происходит.
Развитие в «Буре» происходит от Порядка к Хаосу, а затем опять к Порядку, и это является отражением мировосприятия писателя.
Сон отражает желания, однако это в большинстве случаев корыстные и низменные желания, которые открывают всю глубину возможного падения человека.
Героями такого сна является целая череда характеров, нарисованных Шекспиром. Ими уже были написаны «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», «Король Лир». А в «Буре» предстают образы, которые воплотили в себя все предыдущие.
В этой пьесе сон носит мрачную, суровую эмоциональную окраску, и это способствует изображению внутреннего состояния главного героя произведения Просперо. Сон в этом случае – это средство противопоставления человека сложному миру.
Таким образом, в произведениях Шекспира сон является не просто физиологическим состоянием, в котором человек находится каждую ночь. В его произведениях через сон раскрывается характер персонажа, его самые сокровенные мысли, желания и чувства. Сон, словно зеркало, отражает душу героя.