Джон Хойер Апдайк (John Hoyer Updike) – классик американской литературы ХХ века. Большинство его произведений относятся к реалистической прозе. Помимо романов и коротких рассказов Апдайк писал стихи, эссе и литературные рецензии. Известность к нему пришла после первого опубликованного романа «Ярмарка в богадельне» в 1959 году, когда автору было 27 лет.
За долгую литературную карьеру из-под пера Джона Апдайка вышло 28 романов, множество рассказов, повестей и публицистических произведений, несколько сборников стихов и книги для детей. Писатель дважды был удостоен Пулитцеровской премии за художественную книгу: в 1982 году за роман «Кролик разбогател» и в 1991 году за произведение «Кролик успокоился».
Биография
Будущий классик родился в 1932 году в штате Пенсильвания (США). Его отец преподавал в школе, мать занималась писательством.
Апдайк поступил в Гарвард и с отличием окончил отделение английской литературы в 1954 году. В студенческие годы писал статьи для университетского издания «Lampoon», со временем стал главным редактором. После Гарварда на год уехал в Англию, где прослушал курс живописи в Художественной школе Раскина Оксфордского университета.
По возвращению из Англии молодой писатель в течение двух лет работал в знаменитом The New Yorker. На страницах этого журнала читающая публика впервые познакомилась с рассказами Апдайка.
В 1957 году он перебрался в город Ипсвич в Массачусетсе, где спустя два года опубликовал первый роман «Ярмарка в богодельне». Книга пользовалась успехом, и в 1960-е годы Апдайк достиг головокружительной популярности в США. Известности сопутствовала продуктивность в работе: на протяжении десятилетия писатель издавал в среднем по одному роману в год. Кроме того, его рассказы регулярно печатал The New Yorker, а литературные рецензии – New York Review of Books.
Джон Апдайк дважды был женат, за свою жизнь стал отцом четверых родных и троих приемных детей. Развод с первой женой был болезненным, но спустя годы писатель трансформировал негативный опыт в сборник пронзительных рассказов под названием «Too Far to Go».
Склонный к рефлексии, Апдайк рано начал писать мемуары и опубликовал их отдельной книгой к своему 50-летию. Он поддерживал партию консерваторов, и с неодобрением смотрел на некоторые новшества, в частности, критиковал электронные книги и распространение литературных произведений в виде электронных копий.
Джон Апдайк умер в 2009 году от рака легких, не дожив 2 месяца до 77 лет.
Творчество
Произведения Апдайка объединяет яркий авторский стиль и художественная выразительность. Эти инструменты помогали очень живо и рельефно передавать тусклую, опустошенную атмосферу провинциальных городов в северо-восточных штатах. Автор преуспел в реалистичном изображении внутреннего мира героев – своих современников, зачастую в центре сюжета оказывались представители среднего класса.
Прозу Джона Апдайка отличает интеллектуальная насыщенность, сложный сюжет и, довольно часто, отсылки к мифологическим и религиозным сюжетам. Внутренний монолог героя – популярный литературный прием в романах середины ХХ века – писатель довел до совершенства. Однако ему удавалось при всей композиционной сложности произведений подчинять художественные приемы логике развития сюжета. Кроме того, произведения автора отличаются особым стилистическим своеобразием и непредсказуемостью, которые достигаются посредством использования многочисленных и разнообразных художественных приёмов и экспрессивных средств.
Сущностными характеристиками индивидуально-авторского стиля писателя выступают следующие:
- высокая интеллектуальная насыщенность повествования;
- высокая интертекстуальность наррации, которая достигается посредством обращения к мифологическим, религиозным сюжетам;
- тенденция к сложным, непредсказуемым поворотам сюжета;
- стилистическая непредсказуемость, которая формируется посредством высокой вариативности использования экспрессивных средств.
Автор не питал иллюзий по поводу окружающей реальности и своих современников. Через все творчество проходит мотив духовного измельчания, медленного, но неотвратимого упадка и кризиса веры. В то же время перманентно присутствует элемент поиска непреходящих ценностей на фоне апатии, охватившей, по мнению писателя, американское общество в послевоенные десятилетия. Это отчетливо прослеживается в романе «Кентавр», где учитель из провинциальной школы, исполненный вдохновения и добрых надежды, сталкивается с реальностью приземленного общества.
Картину смягчает сочувственное отношение Апдайка к своим персонажам – жертвам своего времени, ностальгическая тональность и сатирический взгляд на мир. На этом фундаменте он воссоздал в прозе яркий и противоречивый мир Америки 1950-70-х годов.
Таким образом, главными темами творчества американского писателя выступают следующие:
- кризис духовности современного американского общества;
- утрата нравственности отдельным человеком, который оказался в ситуации растерянности, фрустрации перед лицом глубоких онтологических изменений интенсивно меняющегося мира.
Цикл романов о Кролике
Первая книга цикла «Кролик, беги» вышла в 1960 году – это второй опубликованный роман Апдайка. С него начинается история Херри Энгстрёма по кличке Кролик – типичного «среднего» американца, которому предстоит пройти через все перипетии, сотрясавшие общество в середине ХХ века: как меняется его внутренний мир, стремления и мечты по мере того, как из наивного подростка с честолюбивыми мечтами о баскетбольной карьере герой трансформируется в заурядного продавца в мебельном магазине, а после – в бизнесмена средней руки? Постепенно рутина и монотонное течение жизни в провинциальном городе заполняют все его существование, он лишен собственной жизненной позиции и отдается на волю течений, которые преобладают в обществе.
Таким образом, Апдайк рисует портрет среднестатистического современника, каким он его видел, и демонстрирует общий план социально политической истории США ХХ века.