Литература - это словесное искусство.
Специфические черты литературы как вида искусства
Своеобразие любого вида искусства в первую очередь определяется тем, какие материальные средства используются в нем для создания образов. Поэтому литература характеризуется как словесное искусство. Материальным носителем образности литературы является человеческая речь, а основой речи является какой-либо национальный язык.
Язык – очень сложное явление, важнейшим назначением языка является коммуникация – общение между людьми. Посредством языка люди делятся друг с другом своими суждениями, сообщают о чем-либо, а также выражают чувства. И все эти аспекты языка применяются в художественном творчестве, открывают перед литературой уникальные и обширные познавательно-эстетические возможности.
Так же, как другие виды искусства, литература является способом преобразования и познания жизни.
В эпоху античности категории художественной литературы как вида искусства были обоснованы с философской точки зрения. Первое определение художественного творчества было предложено Платоном и исходило из представления о природе души. Согласно Платону, идея – это общее представление рассудка, которое не лишено конкретности чувственных определений. А предосновой его является идея как созерцание вечной истины. Платон говорит о том, что если философ прямо соприкасается мыслью с царством «эйдосов», а художник либо ремесленник создают вещные воплощения идей, то поэт порождает «подражания подражаний» и «тени теней», а потому польза поэта, приносимая государству, требует доказательств. Платон спрашивал, почему Гомер, убедительно изобразивший войну, сам никогда не возглавлял войско. По мнению Платона, поэт только рисовал тени подвигов и добродетелей. Кроме того, Платон считал, что трагиков, описывавших «дурные» примеры, следует изгнать из идеального государства. Философом было разработано понятие «мимесис».
Мимесис – искусство подражает природе – предлагает первичную формулу художественного обобщения.
Именно предложенная Платоном формула в большой степени определяет понимание нравственных, познавательных и гражданско-эстетических функций искусства. Философ в произведениях искусства видит только эманацию духовной субстанции и не видит в них образа действительности. Таким образом, идеи Платона определили специфику проблемы отношения действительности и искусства.
Другой античный философ, Аристотель, определял искусство как подражание общественной жизни и человеческой природе. Важно заметить, что это именно подражание, в не зеркальное отображение. Целью этого подражания является не фиксация случившегося на самом деле, а воплощение того, что возможно.
Г. Э. Лессинг, Г. В. Гегель, И. В. Гете, Д. Дидро, основываясь на мысли о миметическом характере искусства, определили главные положения эстетики:
- понятие «художественной правды»
- соотношение реальности и литературы.
Особое значение для понимания литературы как искусства является определение литературы как специфического воспроизведения реальности. Соответствие образа единичному предмету является не единственной задачей литературы. Кроме этого, задача литературы заключается в рождении нового образа и его материализации в художественном произведении.
Литература – это воплощение типичного, закономерностей и сущностей через их идеализацию, обобщение, абстрагирование. Именно это является главным моментом в работе писателя над философско-эстетическим освоением реальности. Писатель должен познать, осмыслить, затем преобразить и художественно претворить эту реальность.
Литература как вид искусства носит творческий, преобразующий и моделирующий характер. Литература не отражает все стороны существующей реальности, а только воспроизводит соответствующие ее природе, возможностям и предназначению. То есть художественное творчество – это не исчерпывающее отражение действительности, не воспроизведение всех особенностей жизни в каком-либо художественном образе.
Главными чертами художественного изображения являются:
- единичность
- избирательность
- индивидуализированность.
Художественное мышление
Такое понятие как «художественное мышление» имеет сравнительно недавнее происхождение и отделяется довольно значительной исторической дистанцией от явления, обозначаемого им. Чаще всего специфика художественной литературы рассматривается в связи с особенностями писательского мышления.
Литературное творчество – это воплощение уникального художественного опыта автора в произведении искусства, отражающего определенные закономерности и аспекты социального, индивидуально-духовного и общечеловеческого развития и отвечающего определенным эстетическим, а также философским потребностям читателя.
Художественное творчество позволяет переосмыслить действительность с точки зрения бескомпромиссных рекомендаций и высоких требований, писатель отражает действительность, исходя из собственных эстетических идеалов, и формирует в своем читателе определенную оценку реальности.
Литература как искусство является частью исторического процесса познания действительности, но это познание связано и с тем, что автор сознательно обособляется от злободневных проблем. Писатель пытается изобразить свойственные социуму закономерности. При этом иллюзия присутствия в описываемом в произведении мире не нарушится и будет чрезвычайно убедительна.
Определения литературного творчества многообразны:
- Создание новых художественных ценностей, имеющих общественное значение;
- Проявление человеческих способностей и сил, которое приводит к формированию гипотетических проектов или новых завершенных систем;
- Преобразование социальной и природной действительности и создание новой реальности.
Литературное творчество познает и фиксирует динамику изменения общественной и природной действительности, раскрывает противоречивость явлений, мистифицирует их, в результате чего реальность становится проблемой, которая требует поиска совершенно новых решений. В результате представления человека о самом себе изменяются, расширяются. Писатель в процессе творчества выказывает личное отношение к окружающему – нравам, обычаям, людям. Он выражает взгляды какой-либо определенной среды, дает этические и философские оценки, также соотносит мораль своих персонажей с этическим нормами совей эпохи.