Начало XX столетия в Испании ознаменовалось существенными трансформациями всех аспектов жизнедеятельности, обусловленными крахом Испанкой империи, утратой понимания роли Испании в мире, полной перестройкой социальной жизни.
Испанская литература первой половины XX столетия
В начале исследуемого период продолжают творить писатели так называемого «поколения 98» (М. де Унамуно, Висенте Бласко Ибаньес, Рамон Мария дель Валье-Инклан, Пио Бароха, Асорин, Хасинто Бенавенте, Антонио Мачадо и пр.), произведения которых пронизаны разочарованием в любых идеологических конструктах и политических убеждениях, поисками места Испании в мире, личности в современном испанском обществе.
После Первой мировой войны испанский модернизм вступил в период ультрамодернизма.
Под ультрамодернизмом в современной научной литературе понимается направление, в котором утилитарность органично сочетается с красотой, отмечается усиление авторского начала, провозглашается принцип творчества без границ, утверждается многообразие и вариативность форм авторского самовыражения.
Ультрамодернизм включает в себя несколько направлений, в том числе:
- ультраизм;
- сюрреализм.
Ведущими писателями и поэтами данного периода являются Рафаэль Альберти, Фредерико Гарсия Лорка, Камило Хосе Села, Кармен Лафорет, Сесар Арконада, Мигель Эрнандес и др.
Ультраизм представляет собой авангардное направление развития искусства, которое во многом развивалось в логике мировоззрения, заложенного «поколением 98», логике отрицания прежних традиций, прежних идеологий, прежних аксиологических модусов.
В частности, первые литературные опыты Сесара Арконады были связаны именно с ультраизмом, однако, успех ему принесли произведения, написанные под влиянием философских идей Х. Ортеги-и-Гассета, биографии Чарли Чаплина, Греты Гарбо. Формирование индивидуально-авторского стиля Арконады было неразрывно связано с историческими событиями, которые в начале прошлого столетия переживала Испания и весь мир. В частности, в 30-х годах писатель обращается к практике социальной литературы, создает романы, экспериментальные театральные пьесы.
Под влиянием исторических событий в этот период формируется особая идеологизированная литература, направленная на пропаганду тех или иных идей, идеологических положений, которые, по мнению, писателей должны стать основой для строительства нового общества и государства. Другими словами, в процессе развития своего творческого метода Арконада прошел путь от полного отрицания идеологии до ее пропаганды.
Важно добавить, что идеологизированное повествование испанских писателей выступает во многом аналогичным произведениям социального реализма, создаваемым в СССР, однако, не тождественно им. В республиканском лагере Испании были созданы особые органы пропаганды, выдавались директивы, которые контролировали творчество писателей и деятельность типографий, использование бумаги также находилось в распоряжении политических акторов. Соответственно, принимая во внимание дефицит бумаги, который возник тогда в Испании, а также усиление роли политических партий в вопросах регуляции литературной деятельности, опубликоваться самостоятельно, без поддержки того или иного политического актора стало практически невозможно.
В то же время, политические партии были заинтересованы преимущественно в популяризации собственных идей, в результате чего особую популярность приобрела периодическая печать, публикация документальных свидетельств или политических дискурсов, а не художественных произведений. На данном этапе особую популярность приобретает пропагандистская драматургия, проза малых жанров и поэтические произведения.
В это время в литературной продукции республиканского лагеря появляется так называемый «театр чрезвычайной ситуации». Своим происхождением данная драматургическая форма обязана полемике и литературным экспериментам 30-х годов. Главной особенностью театра чрезвычайной ситуации выступает четкая формулировка сообщения пьесы, наличие сатирического или дидактического начала. Сюжет должен быть неразрывно связан с военными действиями на фронтах, а само произведения должно утверждать реципиента в правильности выбранной (обязательно республиканской) идеологии. Иначе говоря, главной задачей данного литературного жанра выступало формирование образцового республиканского гражданина и бойца. Указанной цели были подчинены все повествовательные уровни произведения, которые должны были подводить реципиента к главной идее, посылу, заложенному автором: истокам борьбы с режимом Франко и вере в победу республиканских идей и идеалов.
В центре внимания произведения – образ неизменно положительного героя (еще одно сходство с произведениями социального реализма), который выступает ярым борцом с диктатурой и характеризуется рядом позитивных личностных качеств.
Таким образом, принимая во внимание особенности исторического развития Испании, в начале первой половины XX столетия основными характеристиками испанской литературы и поэзии выступали следующие:
- идеологическая направленность литературных произведений, направленных на формирование образцового гражданина республики;
- влияние политических партий, политических акторов на развитие литературного процесса;
- развитие жанров малой прозы.
Испанская литература второй половины XX столетия
Развитие испанской литературы второй половины XX века связано преимущественно с событиями Второй мировой войны, в результате чего в литературных произведениях появляются темы антифашизма, разочарования, трагизма событий первой половины минувшего века. В это время появляются произведения Аны Марии Матуте, Долорес Медио, Мануэля Васкеса Монтальбана, Алехандро Касона и др.
Таким образом, в прошлом столетии испанская литература прошла достаточно сложный, противоречивый путь своего развития, отражая сложные, драматические события самого исторического периода, его многочисленные потрясения и трагизм.