XIX столетие в Испании является достаточно сложным, противоречивым, драматическим этапом исторического развития: начало исследуемого периода ознаменовалось борьбой с Наполеоном, конец – утратой последних американских колоний и крахом Испанской империи. Все указанные события неизменно находили свое отражение в литературных дискурсах.
Испанская литература первой половины XIX столетия
Развитие литературы начала XIX века осуществляется под влиянием национальной освободительной борьбы испанского народа против Наполеона, в результате чего в литературе и поэзии звучали героические нотки, наиболее ярко представленные в произведениях Мануэля Хосе Кинтана.
Ведущим направлением в литературе этого периода выступает романтизм, становление которого осуществляется в условиях борьбы с Наполеоном и разочаровании в итогах Французской революции, идеях Просвещения как таковых, веры в могущество человеческого разума. Расцвет романтизма приходится на 1830-е гг. В это время теоретики испанского романтизма обращаются к народному творчеству, национальной народной культуре, которая стала неисчерпаемым источником вдохновения.
Наиболее значимыми литературными деятелями этого периода выступают драматург Антонио Алькала Галиано и лирик испанского романтизма, автор политических и любовных стихотворных произведения Хосе де Эспронседа.
Основными чертами испанской литературы данного периода выступают:
- возвращение к национальной народной культуре, которая практически полностью игнорировалась в рамках классицизма;
- доминирование романтизма;
- влияние французской и английской литературы.
Испанская литература второй половины XIX столетия
Во второй половине XIX века Испания все еще оставалась отсталой страной с феодальными пережитками, постоянными социальными потрясениями, которые тормозили развитие государства и культуры. Вместе с тем, именно этот период стал временем оживления испанской литературы.
В это время литературные дискурсы приобретают эпигонские черты. Драматурги-романтики опираются на народную культуру, испанскую драматургию «золотого века» и лучшие образы французской драмы. В результате синтеза указанных источников во второй половине XIX века в это время формируется особый тип драмы – лирическая.
Лирическая драма представляет собой особый вид драмы, направленный на репрезентацию внутреннего мира человека, его мировосприятия, миропонимания, эмоциональных состояний (Франсиско Мартинес де ля Рос, Анхель де Сааведра).
Кроме того, в это время отмечается рост интереса к национальной истории, национальной старине (Хосе Соррилья и Мораль).
В лоне романтизма формируется направление, которое сближается с реализмом – костумбризм, представители которого тяготеют к жанру очерка, сосредотачивают внимание на жизни, особенностях быта и нравах отдельных испанских провинций (Рамон де Месонеро Романос).
Наиболее ярко реалистические тенденции костумбризма проявились в публицистике Мариано Хосе де Ларры, имеющей ярко выраженный сатирический характер. Мировосприятие, индивидуальный стиль автора восходит к французскому Просвещению, идеалам Французской революции, в результате чего произведения характеризуются высокой дидактической составляющей, содержат критику невежества, отсталость патриархального режима испанской провинции.
Во второй половине XIX столетия окончательно оформляется реалистическое направление, которое синтезирует в себе черты натурализма и романтизма. Одним из главных представителей реалистического романа данного периода является Фернан Кабальеро, произведения которой во многом основывались на народных сказаниях, легендах и преданиях, в результате чего в романах автора максимально полно отражены картины народных нравов Андалузии.
В рамках реалистического направления творил и Антонио де Труэба, рассказы которого воссоздали идиллию патриархального устройства Испании.
В произведениях Педро Антонио де Аларкона явственно ощущается синтез романтизма и реализма.
Творчество Хуан Валера и Алькала Галиано позволяет проследить развитие индивидуально-авторского стиля писателя, его постепенный переход от классицизма к реализму. Выступая не только практиком, но и теоретиком испанской литературы, Валера в своих Заметках о новом искусстве в качестве главной цели искусства называет сам процесс творчества, само искусство, подчеркнув, однако, что искусство должно содержать определенную мораль, реализовывать дидактические функции. В своих произведениях автор подвергает переосмыслению роль религиозных догматов в жизни общества и государства. В частности, в его романе "Пепита Хименес" провозглашается победа чувственного, эмоционального, иррационального начала над религиозным догматизмом и религиозным аскетизмом, в произведениях явственно чувствуется влияние идей и идеалов Возрождения.
Произведения испанского романиста Бенито Перес Гальдоса посвящены отображению социальных противоречий современной ему Испании на основании выявления исторически сложившихся противоречий. В серии его романов воссоздается история Испании от Трафальгарского сражения вплоть до падения первой республики. Особенности индивидуально-авторского стиля во многом сложились под влиянием французских натуралистов.
Основными характеристиками данного периода развития испанской литературы выступают следующие:
- влияние французской литературы;
- окончательное оформление реализма
- переосмысление роли религиозных догм в жизни общества и государства.
Таким образом, испанская литература XIX столетия характеризуется поиском новых форм и способов выражения. Во многом испанская литература данного периода развивается под сильным влиянием лучших образцов французских и английских произведений. В то же время, отмечается обращение к истокам национальной испанской народной культуры, усиливаются тенденции реализма, внимания к внутреннему миру личности, что во многом определило сущностные характеристики испанской литературы XX века.