Синтетические искусства – это виды художественного творчества, представляющие собой относительно свободную комбинацию или органическое слияние разных видов искусств, которые образуют единое, качественно новое эстетическое целое.
Развитие синтетических искусств
Художественная литература относится к простым, односоставным видам искусства, которые опираются только на один материальный носитель образности. В данном случае таким материальным носителем является письменное слово. Но вместе с этим художественная литература тесно связана с искусствами, которые соединяют в себе сразу несколько носителей образности. Такие многосоставные искусства называются синтетическими.
К синтетическим искусствам прежде всего относятся:
- театр (оперный и драматический), который «впитал» литературу, музыку, актерское мастерство, живопись, декоративно-прикладное искусство и т.д.
- балет – он сочетает в себе музыку, танец, живопись, скульптуру и т.д.
- эстрадное искусство, состоящее из танца, пения, акробатики, декламации, иллюзионизма и т.д.
- цирк – в нем сочетаются клоунада, силовая гимнастика, акробатика, танцы, а также в представления вовлекаются представители животного мира.
Исторически ранние синтезы представляли собой сочетание ритмичных танцевальных движений с музыкой, песней, а также элементами декламации. Однако это действо не являлось собственно искусством, а было так называемым синкретическим творчеством, на основе которого затем происходило формирование словесного искусства – драмы, лирики и эпоса.
Синкретизм – слитность, которая характеризует первоначальное, еще неразвитое состояние чего-либо.
Изначально синкретическое творчество имело форму обрядового хора. Оно обладало магической и мифологически-культовой функцией. В обрядовом синкретизме не существовало разделения лиц на действующих и воспринимающих, каждый был одновременно и участником, и исполнителем действия, и его соавтором. Для архаических племен такое хороводное «предыискуство» было обязательным. Согласно древнегреческому философу Платону, уметь восторженно и разнообразно плясать и петь обязаны абсолютно все.
По мере того, как художественное творчество развивалось, стали приобретать все большую роль односоставные искусства. Развитие синтетических искусств шло медленно ввиду того, что они не создавали предпосылок для широкого и свободного выражения индивидуального творческого потенциала художника. Это связано с тем, что возможности каждого отдельного вида искусства, входящего в состав синтетического произведения, были сильно ограничены. Этим объясняется то, что многовековая история культуры связана с постоянной дифференциацией разных форм художественной деятельности.
Вместе с этим, в 19 –начале 20 века неоднократно прослеживалась и другая тенденция. Немецкими романтиками Вакенродером, Новалисом, а затем Вячеславом Ивановым, Р. Вагнером и А. Н. Скрябиным были предприняты попытки вернуть искусство к первоначальным синтезам. Например, Р. Вагнер в своей книге «Опера и драма» рассматривал отход от ранних синтезов в качестве падения художества и призывал вернуться к ним. Вагнер отмечал большую разницу между отдельными видами искусства, которые, по его мнению, ограничены виду обращенности только к воображению, и истинным искусством, которое адресовано к чувственному во всей его полноте. По мнению Вагнера, опера является высшей формой искусства в целом и театрально-драматического творчества, в частности. Однако эти попытки перестройки художественного творчества оказались безуспешными. Односоставные искусства являются доминантой художественной культуры, ее неоспоримой ценностью.
В начале 21 века синтетические искания выходят не только за границы отдельных видов искусств, но и вообще искусства в целом. Теперь искусствоведы полагают, что идея повсеместного синтезирования является дилетантским абсурдом и чрезвычайно вредна, поэтому концепция вторичного синтезирования искусств рассматривается как утопическое стремление снова вернуть человечество к подчиненности ритуалам и обрядам.
Соотношение литературы и синтетических искусств
Разделение словесного искусства произошло в результате его обращения к письменности. Следует заметить, что устная художественная словесность носит характер синтетический и неотделима от актерского мастерства. Кроме того, как правило, устная художественная словесность тесно связана с музыкой (пением).
Словесное искусство обрело облик литературы и таким образом превратилось в искусство односоставное, а изобретение книгопечатания, стало предпосылкой перевеса литературы над устной художественной словесностью. Однако, словесное искусство даже после получения независимости и самостоятельности не изолировало себя от других форм художественного творчества. Как писал Ф. Шлегель, в произведениях великих поэтов часто прослеживается влияние смежных искусств.
Литература существует в двух формах: как односоставное искусство и как важнейший компонент синтетически искусств.
В большей степени это относится к произведениям драматического жанра, по сути предназначенных для театра. Однако к синтезам искусств причастны и другие роды литературы. Например, лирика, выходя за рамки книжного существования, вступает в контакт с музыкой. В свою очередь, лирические произведения интерпретируются режиссерами и актерами в процессе создания сценических композиций.
Повествовательная проза также выходит на экран и на сцену. Непосредственно сами книги тоже часто предстают в виде синтетических художественных произведений. В составе книг значимы иллюстрации, орнаменты, а также написание букв – особенно это актуально для старых рукописных текстов.
Литература принимает участие в художественных синтезах и дает другим видам искусствам, в первую очередь кино и театру, богатую основу для сюжетов. Таким образом, литература выступает в качестве дирижера искусств.