Поэт-лауреат – это звание придворного поэта в Великобритании, с 1616 года утверждаемое монархом (в настоящее время – по рекомендации премьер-министра), который обязан откликаться памятными стихами на важные события в жизни государства и королевской семьи.
Особенности творчества У. Вордсворта
Уильям Вордсворт является одним из основоположников романтизма в английской литературе. Обычно Вордсворта относят к поэтам «озерной школы» («лейкистам»), так как он проживал в живописной местности Кэмберленд, которая изобилует озерами.
Лейкисты – это группа английских поэтов-романтиков, идейное и творческое содружество которых сложилось в конце 18 - начале 19 века в Озерном крае, на Северо-Западе Англии.
У. Вордсворт поддерживал Великую Французскую революцию. Он даже уезжает в 1792 году в Париж, чтобы присутствовать при «рождении нового мира». Эта революция оказала большое влияние на формирование личности Вордсворта и способствовала развитию его поэтического таланта. Именно во Франции поэт научился понимать жизнь народных масс, их надежды и стремления. Под влиянием этого «пафоса благородного негодования» на несправедливость появились произведения, исполненные глубочайшего гуманизма и демократизма:
- «Разоренная хижина»;
- «Вина и Скорбь»;
- «Пограничные жители».
После 1793-1794 гг., после правления якобинцев во Франции в творчестве Вордсворта происходит перелом. У поэта возникает идея противопоставления мира человека природе. Затем тема природы переходит в тему человека, который живет на природе. Поэт рассматривает крестьянство как часть светлого начала, не имеющего ничего общего с капитализмом. Единственное, о чем можно писать, по мнению Вордсворта – это природа и человек природы. «В природе все достойно вдохновения» - отмечает поэт.
Вордсворт, как и другие романтики, размышляет над этапами человеческой жизни. В первом философском стихотворении «Строки, написанные близ аббатства Тинтерн» У. Водсворт размышляет над этапами жизни поэта – не простого человека, а индивидуальной, исключительной личности.
Все творчество Вордсворта становится выражением мысли о том, что есть жизнь и что ее наполняет. Это отражено и в философичной поэме «Прелюдия», в которой поэт выражает собственное мироощущение.
Поэма «Прогулка»
По поводу многих романтиков принято считать, что их произведения автобиографичны. Момент автобиографичности присутствует и в произведении Вордсворта. Но этот автобиографизм – это не стремление рассказать о себе, а мироощущение, которое поэт вкладывает в произведение. Вордсворт не рассказывает о себе, а «идет от себя». Он показывает душевное состояние человека, видящего мир изменившимся. Мир развивается, но утрачивается идеальное. Идея Вордсворта – душевное движение человека, наблюдающего эти перемены, от страдания к принятию и терпению, к признанию, что страдание непреодолимо и его можно только пережить, перетерпеть.
Эта идея проявляется у Вордсворта как основа противостояния мира. В поэме «Прелюдия» он обращается к тем, кто страдает. В этом произведении автор говори о своей вере в то, что бедность вскоре исчезнет навсегда, а природа вознаградит смиренных, терпеливых, незлобивых. Но вера неосуществима, а идеал не воплотился в реальности.
Эта же мысль звучит в поэме «Прогулка».
К «Прогулке» Вордсворт пишет предисловие и выражает в нем мысли, которые впоследствии войдут в манифест озерных романтиков.
Основу творчества Вордсворта составляет жизнь народа, жизнь вблизи природы. Но у поэта есть одна типологическая особенность: Вордсворт говорит о том, что природа дает чувство, способное стать основой поэзии, потому что природа связана с волей Творца, она божественна, а основная задача поэта – поддерживать отношения между человеком и Творцом. И это понимание поэзии как божественного начала характерно не только для У. Вордсворта.
В основе поэмы «Прогулка» лежит идея христианского терпения, стоицизма. Поэт изображает рост города и гибель деревни. Именно об этом говорят четыре человека, встретившиеся на прогулке. Они рассуждают о том, как это следует воспринимать. Один из собеседников – пастор-странник. Это человек, для которого все очевидно. Пастор говорит о том, что нужно смирение. Его поддерживает коробейник. Еще один спутник – «одинокий», сомневается, что все происходящее – это воля провидения, но в итоге он признает себя побежденным в этом споре. У Вордсворта ярко выражена именно такая христианская идея смирения, которая имеет смысл факта мироздания.
В 1843 году Вордсворт стал придворным поэтом-лауреатом. В его творчестве в этот период усилились примиренческие тенденции, которые свидетельствовали об изменении его гражданской и политической позиции. Поэт мечтал о мирном разрешении конфликтов в русле демократических реформ общества.
В поэме «Прогулка» Вордсворт стремится подвести итог своим длительным и мучительным поискам пути обновления поэзии, специфики романтической образности, сущности художественного познания. В этом произведении сильны философские мотивы, которые тесно связаны с проблемами человеческого бытия и положением человека в мире. Вордсворт с большим уважением относится к человеку, который стремится вникнуть в тайны природы и пытается обрести гармоничные контакты с ней. В «Прогулке» особое место поэт отводит категории воображения, которая материализовалась в античной мифологии. Для Вордсворта античная мифология имеет особый смысл – он рассматривает ее как антитезу буржуазному практицизму и предпринимательству.
Поэт с печалью говорит о «раздавленных непрерывном трудом» людям, о рабстве, скрывающемся под видом блага, о «новом зле», о жертвах, превращенных в орудие без интересов и прав.
Поэзия У. Вордсворта – это целая эпоха в развитии мировой лирической поэзии. Вордсворт был крупным поэтом-романтиком, который сумел показать трагедию целого класса, уничтоженного промышленным переворотом. Поэт расширяет тематический диапазон поэзии и провозглашает конец господству хорошего вкуса, вводит в творчество непоэтические сюжеты из деревенской жизни и тем самым утверждает ее особую нравственность и поэтическую значимость.