Метафизическая поэзия – это произведения, в которых мир познается не только путем логических построений, но и чувствами.
Понятие метафизической поэзии и концепта
Английская метафизическая поэзия сформировалась как один из вариантов барочной поэзии.
Сам термин «метафизическая поэзия» является условным названием и напрямую не связан с философским значением термина «метафизика».
Считается, что первым этот термин в отношении поэзии Донна употребил критик и поэт Д. Драйден. Сам Драйден, испытывающий влияние классицизма и тяготеющий к открытому, ясному поэтическому стилю, считал стихи Донна чересчур сложным по смыслу и чрезмерно интеллектуальными. Именно эти качества – интеллектуальность и сложность – он и обозначил термином «метафизика». В 18 веке термин был подхвачен другим известным критиком С. Джонсоном. Он расширил его значение: речь шла уже о поэтах-метафизиках, то есть поэтической школе последователей Донна.
Но в 18 и 19 вв. ни творчество Донна, ни произведения его учеников не пользовались широкой популярностью. Только в начале 20 века метафизическая поэзия вновь заинтересовала читателей. Существенную роль в этом сыграл шотландский профессор Г. Грирсон, который в 1912 году выпустил академическое издание поэзии Д. Донна с комментариями. В 1921 году Грирсон выпустил сборник метафизической поэзии. Также пробуждению интереса к этой поэтической школе способствовали статьи Т.С. Элиота.
С литературой барокко английских поэтов-метафизиков связывает их стремление создать в произведениях динамичную, парадоксальную, многомерную картину мира. Основным инструментом для этого становится особый образ, который получил название концепт. Как правило, основу концепта составляет сравнение или метафора, но если традиционное сравнение или метафора сводит вместе родственные либо схожие явления или предметы, то концепт соединяет явления и предметы, непохожесть которых очевидна и привлекает внимание. Чтобы создавать такие сочетания, поэт должен иметь барочное остроумие – особый тип поэтического мышления, который позволяет видеть в оригинальных и неожиданных ракурсах. Такая структура концепта определяет его тяготение к многозначности. Отсутствие явной близости или сходства между входящими в состав концепта членами, провоцирует сознание читателя на поиск возможных связей между ними и стимулирует ассоциативное мышление.
Концепт «Любовь» в творчестве поэтов-метафизиков (на примере поэзии Д. Донна)
В творчестве английских поэтов-метафизиков концепт «Любовь» имеет следующее выражение:
- Любовь – страсть;
- Любовь – привязанность;
- Любовь – одухотворение;
- Любовь – объект любви.
Любовь – страсть является ключевым в творчестве Д. Донна. Страсть относится к сильным эмоциональным переживаниям, которые и определяют специфику ее репрезентации в языке. Донн использует метафорические сравнения для того, чтобы изобразить степень важности сексуальных отношений. Ложе любви он сравнивает с центром Вселенной. Поэт выступает за полигамность в сексуальных отношениях, но при этом требует от своей возлюбленной верности. Еще одним примером противоречия является то, что поэт призывает свою возлюбленную любить одновременно и его, и свободу, утверждая, то сможет измену простить, но сам изменить не сможет. Это говорит о противоречивой природе автора. Человеческие чувства он сравнивает с водой, которая так же изменчива.
Для творчества Донна характерно буйство образов, красок и чувств, которыми он описывает свои фантазии. Влюбленных Донн сравнивает с птицами, а слияние их тел – полетом. Страсть в изображении Донна – необузданная, бурная, в его произведениях все пылает, кипит, горит.
Поэт красочно и эмоционально изображает любовь как чувство влечения. Страсть овладевает влюбленными, она поглощает их и заставляет ей служить. Влюбленные испытывают пьянящее блаженство и одновременно мучительную тоску. Страсть в стихах Донна отождествляется с безумием и болезнью (лихорадкой, чумой), которой можно заразиться.
По мнению поэта, смена объекта любви и свобода порождают подъем жизненных сил, обновление и цветение. Признаки чувства представлены рядом тождеств, самыми яркими из которых являются «страсть-вода» и «страсть-огонь». Этот контраст, возможно, связан с осмыслением языческого культа Огня и фаллического культа: в ритуале полового акта объединяются два начала – женское (вода) и мужское (огонь).
В произведениях Донна присутствует метафизическое деление любви на «идеальную» и «земную». «Земная» любовь – это страсть. А «идеальная» любовь – это высшая ценность, которая требует бережного отношения. «Идеальная» любовь – это любовь – привязанность. В лирике Донна она является признаком романтического.
В любовной лирике поэтов-метафизиков любовь проходит все этапы становления: она растет, развивается и меняется с течением времени. Сначала поэт проникается духовной красотой женщины, которая для него является совершенством. Увидеть красоту души и полюбить ее гораздо сложнее, чем красоту тела. Отдавать дань «идеальной» любви Донн считает подвигом, который не каждый способен совершить.
С течением времени он отличается неразборчивостью в плотских отношениях. «Небесная», «идеальная», возвышенная любовь перестает существовать для него. Поэт передает негативное чувство, которое в его душе возникает при упоминании «идеальной» любви. А томительные любовные страдания он называет глупостью, которая присуща дуракам.
Такие настроения находят отражение в фактах биографии Донна – размолвка с женой меняет отношение поэта к любви. Примирившись в дальнейшем с женой и снова обретя любовь и душевное спокойствие, Донн снова позволяет чувству расти.
Любовь – одухотворение является периферийным концептуальным признаком. Для Донна любовь – это божественная субстанция, управляющая чувствами людей. Люди – слуги Великой Любви. Бог любви всесилен, он способен возродить чувство или остудить пыл влюбленных. Донн не любит этого Бога, потому что он слишком требователен к простым смертным.