Сентенция — это высказывание поучительного характера, представляющее собой чье-либо изречение, афоризм.
Общие особенности светской и клерикальной средневековой литературы
И светская, и клерикальная средневековая литература имели ряд общих характеристик, обусловивших их внутреннюю целостность. Средневековая литература – это литература традиционалистского типа. На всем протяжении своего существования ее развитие происходило на основе воспроизведения ограниченного набора идеологических, образных, композиционных структура – топосов или клише, которые выражались:
- В постоянстве изобразительных клише, эпитетов;
- Устойчивости тем и мотивов;
- Постоянстве канонов для изображения образов.
На основе этих клише сформировались жанровые топосы, имевшие собственные тематические, смысловые, изобразительно-выразительные каноны (например, куртуазный роман в рыцарской литературе, жанр видений или агиографии в клерикальной и т.д.).
В литературе средневековый читатель находил традиционный, общепризнанный образец, универсальную формулу описания героя, его внешности, чувств и т.д. (например, святые всегда обладают традиционным набором добродетелей, богачи всегда скупы, красавицы – голубоглазые и т.д.).
Средневековые каноны, топосы, клише единичное сводили к типичному. Отсюда специфика авторства в средневековой литературе. В средневековом искусстве не отрицалась оригинальность. При этом оригинальность автора усматривалась не в индивидуальном, уникальном осмыслении человека и мира, а в мастерстве реализации системы топики, общей для всех авторов. Значительное влияние на формирование средневековой топики оказала античная литература. Ученики епископских школ раннего средневековья читали «канонические», «образцовые» произведения авторов Античности (сочинения Цицерона, Ювенала, Горация, Вергилия, басни Эзопа и т.д.), использовали античную топику в своих произведениях.
Двойственное отношение Средневековья к Античности как к языческой культуре обусловило и выборочное усвоение античных культурных традиций, их адаптацию для выражения христианских духовных идеалов и ценностей. Это выразилось в первую очередь в накладывании античной топики на библейскую топику, которая является основным источником образной системы средневековой литературы.
Еще одна особенность средневековой литературы – морально-дидактический характер. Для средневекового человека первостепенным в литературе была именно мораль, вне морали смысл произведения утрачивался.
Третья особенность и клерикальной, и светской средневековой литературы – базирование на христианских ценностях и идеалах, стремление к эстетическому совершенству. Светская и клерикальная литература разграничивается только тематически.
Основные жанры клерикальной литературы
Клерикальная литература с ее дидактичностью определяла смысловую направленность литературы средневековья, при этом широко используя библейскую и античную топику.
Особой популярность на протяжении многовекового развития средневековой литературы пользовалась агиография.
Агиография – это церковная литература, в которой описываются жития святых.
К 10 веку сформировался канон агиографического жанра:
- Твердый, несокрушимый дух героя – миссионера, мученика, борца за христианскую веру;
- Постоянные формулы восхваления;
- Классический набор добродетелей.
В агиографии жизнь святого предлагала нравственный урок и была образцом праведной жизни. Для такой литературы характерным является мотив чуда, который отвечал народным представлениям о святости. Жития были настолько популярными, что «легенды» - отрывки из них – стали читать в церкви. Особую известность в средневековой Европе получил свод житий католических святых «Золотая легенда» Якова Ворагинксого.
Склонность средневековых авторов к аллегории и иносказанию нашла выражение в жанре видений. Согласно представлениям лишь видением – откровением – открывается высший смысл. Автору видений во сне открывается судьба мира и человечества. Произведения в жанре видений часто рассказывали о реальных исторических лицах, и это обусловило их популярность. Видения оказали существенное влияние на развитие средневековой литературы. Мотив видений – откровений во сне – ярко выражении в знаменитом французском «Романе о Розе», а также в «Божественной комедии» Данте Алигьери.
К жанру видений примыкает дидактико-аллегорическая поэма (о грехопадении, о Страшном суде и т.д.).
К дидактическим жанрам относятся также проповеди, сентенции, заимствованные у античных поэтов-сатириков и из Библии. Сентенции собирались в сборники – учебники житейской мудрости.
Лирические жанры клерикальной литературы
Свое начало клерикальная лирика берет с творчества вагантов (11-13 вв.). Музыка вагантов была адресована духовной элите общества. Песни создавались на латыни. Как и вся литература этого периода, лирика опирается на античные и библейские традиции. Творчество вагантов было в основном анонимным. Антицерковная, антиаскетическая литература преследовалась католической церковью. В конце 13 века вагантская лирика сошла на нет из-за церковных репрессий.
Доминирующее положение среди лирических жанров средневековой клерикальной литературы занимали гимны, в которых воспевали святых покровителей монастырей и церковные праздники. Гимны имели канон. Например, композиция гимна о святых включала зачин, панегирик святому, описание подвигов, молитву к святому с просьбой о заступничестве и т.д.
Католическая церковь поддерживала литургическую драму, обладающую ярко выраженной дидактичностью. В литургической драме разыгрывались библейские эпизоды, а затем жития святых с использование элементов собственного театра. Усиление зрелищности и развлекательности драмы, проникновение в нее светского начала вынудило церковь вынести этот жанр за пределы храма. Литургическая драма стала основой для становления средневекового городского театра.