Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и свойственные ему функции.
Основными категориями содержания литературного произведения являются:
- Авторская позиция
- Пафос
- Тематика
- Проблематика
- Идея.
Авторская позиция. Замысел. Пафос
Авторской позицией называется отношение автора произведения к героям, которое выражается в смысле названия произведения, в композиции, в портретах героев, их мыслях и чувствах, в символике, описании природы и непосредственно в оценках повествователя.
Целью писателя является понимание и воспроизведение действительности в ее напряженных конфликтах. Замысел – это первообраз будущего литературного произведениях, в котором находятся истоки основных элементов содержания, структуры образа, конфликта. При этом для писателя не является обязательным условием буквальное сохранение реальности. Появление замысла является одним из таинств авторского ремесла. Одни писателя находят темы для своих творений в газетных рубриках, другие – в уже известных литературных сюжетах, третьи - в собственном жизненном опыте. Если обобщить писательские признания и опыт литературного анализа, можно выделить следующие этапы воплощения замысла:
- Набросок отдельных элементов, запись отдельных сцен
- Наброски, общие замечания о произведении
- Проработка персонажей и характеристик героев
- Черновик
- Переработка черновой редакции.
У разных авторов этот процесс протекает по-разному. Построение универсальной схемы создания литературного произведения – практически не решаемая задача, так как каждый автор подходит к созданию произведения исходя из своих индивидуальных качеств, каждый писатель уникален и неповторим. Существует множество форм осмысления конфликта – патетика, описание, философское осмысление, сатира.
Пафосом называется эмоциональное одушевление, которое пронизывает произведение целиком либо его отдельные части.
Например, по мнению Белинского пафос «Мертвых душ» заключается в созерцании жизни сквозь видный миру смех и невидимые ему слезы.
В пафосе органически сливается эмоциональное и рациональное, переживание писателя и его мысль. Идея, воплощаясь в пафосе, становится глубоко прочувствованной писателем, личностной. И именно пафос, а не отдельные отвлеченные идеи имеют способность вызывать со стороны читателя ответное переживание, заставляя его живо воспринимать судьбы отдельных героев, эмоционально-идейную составляющую произведения, лирические высказывания автора.
Пафос является одним из основных критериев художественного совершенства литературного произведения. все великие произведения современности и прошлого неизменно отличает глубина пафоса. Благодаря пафосу произведение способно к длительной исторической жизни. Например, пафос трагизма, героики или драматизма близок и понятен человеку любой эпохи, неважно, какими конкретными обстоятельствами он был вызван.
Тематика
Тема – это совокупность событий, о которых идет речь в произведении, которые служат для постановки социальных, философских, этических и других проблем.
В литературоведении термин «тема» используется в разных значениях. Под темой может пониматься жизненный материал, основная общественная проблема, поднятая в произведении. Но наиболее убедительным является понятие темы как основы художественного произведения, то есть того, что является предметом авторского интереса, оценки и осмысления. Например, тема «Капитанской дочки» - рассказ о крестьянском восстании, поднятого Пугачевым. При этом необходимо различать тему и содержание. Так, содержание «Капитанской дочки» - история взаимоотношений главного героя Гринева с Машей Мироновой, Пугачевым, Швабриным.
В произведении может быть несколько тем. В этом случае можно выделить основную тему, определяющую единство всего произведения, и темы частные, которые разрабатывают отдельные стороны этой основной темы. Например, в романе «Анна Каренина» главная тема, по определению самого Л. Н. Толстого, «мысль семейная», то есть отражение семейных отношений на широком историческом, общественном фоне 1860-х годов. Частными темами произведения является отражение семейных отношений в крестьянской и дворянской среде.
Совокупность основной и частных тем составляет тематику произведения.
Проблематика
Проблематика произведения – это совокупность проблем, которые рассматриваются в произведении.
Проблемой называется основной вопрос, обусловленный темой произведения. у многих авторов в литературном произведении переплетаются разные проблемы. Например, в «Недоросле» Фонвизин поднимает проблему воспитания, проблему государственной власти и проблему крепостного права. В крупных драматических и эпических произведениях наряду с основной могут выделяться частные проблемы.
Проблематика произведения может быть философской, социальной, нравственной, идейно-политической. Например, в произведении «Преступление и наказание» Ф. М, Достоевского рассматриваются социальные, религиозные, нравственно-философские проблемы.
Идея
Идеей называется основная мысль произведения.
Она включает интерпретацию и оценку писателем жизненных явлений, взглядов на мир. для определения идеи необходимо всесторонне и тщательно проанализировать все стороны произведения. например, идеей «Слова о полку Игореве» является необходимость объединения Руси для борьбы с кочевниками и прекращение междоусобных войн. Для того, чтобы ее определить, необходимо провести анализ всех уровней художественного текста – композиции, образной системы, проблематики и т.д.
Наряду с термином «идея» используются понятия «авторская концепция» и «концепция произведения». В современном литературоведении помимо данных терминов существует понятие «творческой концепции произведения». В целом смысловое наполнение этих понятий синонимично.
Глубину выражения художественная идее приобретает в единстве формы и содержания произведения.