Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интенциональность учебного текста: прагматический аспект

Понятие интенциональности учебного текста

Важным аспектом обучения выступает правильное восприятие, а также понимание учебного текста. В свою очередь, и восприятие, и понимание любого текста опираются характер реализации коммуникативно-прагматических категорий, обусловленных его интенциональной природой. Поэтому при работе с учебным текстом необходимо учитывать не только вербальные компоненты, но и смысловую роль невербальных компонентов, участвующих в формировании текстовой прагматики.

Автор дидактического текста, приступая к созданию речевого высказывания, имеет определенные коммуникативные интенции (намерения), отражающие природу педагогической коммуникации в целом:

  1. Вызвать у адресата устойчивый и избирательный интерес к информации, заложенной в тексте.
  2. Наполнить текст полезной в дидактическом отношении информацией.
  3. Сформировать у адресата (обучающего) познавательные мотивы и потребности в изучении информации, изложенной в тексте.
  4. Обеспечить доступность излагаемого материала.
  5. Сформировать положительное эмоционально-ценностное отношение к информации, которая передана в учебном сообщении.

Следовательно, учебный текст обладает на начальном этапе своего создания такой категорией, как интенциональность, влияющей не только на его форму и содержание, но и на особенности восприятия текста аудиторией, для которой он предназначен.

Определение 1

Интенциональность учебного текста является его коммуникативно-прагматическим свойством, в соответствии с которым происходит отбор содержательных и формальных компонентов, речевых стратегий и тактик для создания текста, выполняющего дидактическую (обучающую) функцию.

Интенциональность как коммуникативно-прагматическая категория в учебной коммуникации проявляется в избирательности: с помощью учебного текста педагог стремиться привлечь внимание учащихся к определенной части изучаемых феноменов действительности, актуализируя их с помощью лингвистических и экстралингвистических факторов общения. Наряду с вербальными компонентами в педагогической коммуникации активно используются и невербальные компоненты, обеспечивающие понимание текстовой информации: рисунки, схемы, график, диаграммы и иные визуальные образы.

«Интенциональность учебного текста: прагматический аспект» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Прагматический аспект интенциональности в учебной коммуникации

Интенциональность учебного текста проявляется в нескольких текстовых категориях, наличие которых в дидактических текстах обеспечивают условия его адекватного восприятия и интерпретации. К данным категориям следует отнести:

  1. Логичность текста, которая проявляется как на уровне организационно-формальной структуры текста, так и в содержательном аспекте, обеспечивая рациональную и непротиворечивую последовательность изложения мыслей.
  2. Диалогичность, понимаемая как свойство текста эксплицировать в содержании и форме компоненты, призванные вызвать ответную реакцию слушателя (обучающегося). Диалогичность учебного текста предполагает ответную реакцию ученика, обеспечивающую включение его в педагогическую коммуникацию и активное восприятие учебной информации с помощью различных видов учебной деятельности и приемов работы с учебным текстом.
  3. Тональность учебного текста проявляется в его эмоционально-экспрессивной и модальной окраске, тех личностных смыслах, которые закладывает в него автор. Известно, что в восприятии детьми и подростками информации огромную роль играет эмоциональная составляющая: избирательность запоминания личностно-значимой информации приводит к тому, что к учебному тексту предъявляются требования не только занимательности, но и практической и личностной ценности для учащихся.
  4. Толерантность текста как категория предполагает его принятие учащимся на уровне эмоционального и рационального осмысления. Это означает, что содержание учебного текста, приводимые в нем примеры не должны противоречить принятым нормам этики, соответствовать возрастным и ценностным ориентирам учеников, прямо отражать содержание учебного материала.
  5. Интерактивность как способность учебного текста использовать в мультимедийной или виртуальной среде. Так, учебный текст, используемый в презентациях, слайдах, интерактивных упражнениях, отличается и по объему, и по способам структурирования информации от традиционного учебного текста учебника или лекции учителя, поэтому требует от учителя использования визуализации, приемов графического презентации информации.

Перечисленные категории обеспечивают интенциональность учебного текста как способность содержания текста отвечать текущему уровню «фоновых знаний» учащихся, в то же время стимулируя дальнейшее накопление знаний и развитие навыков.

Таким образом, интенциональность учебного текста в прагматическом аспекте обеспечивает его эффективность как инструмента педагогической коммуникации и обеспечивает высокий уровень понимания обучающимися содержания учебных материалов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot