Биография Джакомо Казановы
Известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель Джакомо Джироламо Казанова родился 2 апреля 1725 года в Венеции. Его отец был актером и танцовщиком, а мать актрисой. Джакомо был первым сыном в семье, затем у него появилось пять братьев и сестер. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, так как мать часто гастролировала с театром, в котором она работала. Отец скончался, когда Джакомо было всего восемь лет. В возрасте 9 лет мальчик был отправлен в пансион, который находился в городе Падуе.
Мальчику очень не нравилось пребывание в этом заведении, поэтому он попросился на воспитание к аббату Гоцци, который обучал его наукам и игре на скрипке.
Казанова имел огромную тягу к знаниям. В 1737 году в возрасте двенадцати лет юноша поступил в Падуанский университет. В 1742 году Казанова окончил его, получив степень юриста.
Когда Казанова прибыл в Венецию, он устроился работать церковным юристом.
В 1744 году он стал секретарем кардинала Трояно Аквавивы д’Арагона, но вскоре Казанова оказался замешан в скандале, который навсегда прервал его церковную карьеру.
Затем Казанова решил попробовать себя в роли военного офицера. Однако, эта деятельность быстро наскучила молодому человеку.
Позже Казанова хотел стать и профессиональным игроком, и музыкантом, но все эти начинания не увенчались успехом.
Однажды он спас жизнь венецианскому сенатору Джованни ди Маттео Брагадину. После этого сенатор стал покровителем Казановы на всю оставшуюся жизнь. Казанове стала доступна богатая жизнь, он продолжал играть в азартные игры. Джакомо Казанова был замешан в ряде аморальных скандалов, поэтому ему пришлось бежать из Венеции.
В 1749 году Казанова посетил несколько городов Италии. Затем он решает отправиться в Гранд-тур. Достаточно долгое время он провёл в Париже, там он занимался изучением французского языка.
1752 – 1753 годах Казанова посетил Германию и Австрию. В этот период из-под пера Казановы вышли такие произведения как: «Фессалийки, или Арлекин на шабаше» и «Молюккеида».
В 1753 году Казанова возвращается в Венецию. Там он становится участником аморальных действий, его личностью начинает интересоваться инквизиция, потому ему снова приходится покинуть Венецию.
В 1755 году Казанова все же был арестован. Он был помещен в тюрьму под названием «Свинцовая тюрьма». Взяв с собой в сообщники священника-отступника, отца Бальби, Казанова совершает побег.
В 1757 году Казанова добрался до Парижа. В Париже он находит нового покровителя и становится распорядителем первой государственной лотереи. Казанова сумел добиться высокого положения. Но он не умел управлять своим состоянием, поэтому быстро влез в долги. За долги он был арестован, но вскоре освобожден. Неприятели Казановы стали его преследовать. Он решает отправиться в Голландию.
В декабре 1759 года Казанова прибыл в Голландию. Оттуда в 1760 году он отправляется в Германию, где его снова арестовывают, но ему удается сбежать в Швейцарию. Будучи в бегах Казанова посещает самые богатые и значимые города Европы, ему даже удалось побывать в Москве и Петербурге.
Казанова получил разрешение вернуться в Венецию в сентябре 1774 года, после долгих лет изгнания. Однако вскоре ему снова пришлось уехать из родного города, так как до него дошёл слух, что он может быть арестован из-за своих сатирических произведений в адрес патрициев.
В последние годы своей жизни Казанова работал смотрителем библиотеки графа Йозефа Карла фон Вальдштейна, в замке Дукс в Богемии. Последние годы были самыми творчески продуктивными в жизни Казановы, однако на склоне лет жизнь ему казалась скучной и однообразной.
4 июня 1798 года Казанова скончался.
Литературное творчество Джакомо Казановы
Джакомо Казанова был воистину разносторонней и всем интересующейся личностью. Он прославился как поэт, прозаик, драматург, переводчик, филолог, историк, финансист, юрист, но в большей степени как покоритель женских сердец.
Казанова был заядлым авантюристом. Он очень тщательно поддерживал свою репутацию. Все свои приключения он превращал в занимательные истории, которыми затем развлекал общество. Некоторые из его устных «новелл» были им записаны и опубликованы, а затем вошли в мемуары. Записки Казановы характеризуются интонацией живой речи, появлениями в лицах.
В литературной сфере Казанова в большей степени прославился своими мемуарами. На склоне лет Джакомо Казанова пишет свой труд «История моей жизни» (1789–1798). Впервые мемуары были опубликованы в начале XIX века. С момента публикации этой работы Казанова превратился в легенду.
Образ страстного любовника появлялся в то время и в творчестве других писателей, например, Байрона, Гофмана, Хейберга, Дюма. Подобным образом были восприняты и мемуары Казановы, но в начале своего появления они считались непристойными работами, которые нельзя было печатать.
Ему всегда хотелось, чтобы о нем говорили, он очень был занят совей репутацией, опубликовав эту работу, можно сказать, что он выиграл поединок с вечностью.
Казанова по происхождению был итальянцем, но большую роль в его жизни сыграла французская культура. На протяжении многих лет он проживал во Франции. Первые литературные работы были написаны Казановой на итальянском, но в конце жизни он полностью перешел на французский язык.
Несмотря на то, что рассказы Казановы кажутся выдумкой, многие эпизоды нашли документальное подтверждение. Конечно в своих работах Казанова выставлял себя в более выгодном свете, скрывал свои недостатки. Также в соответствии с требованиями художественного повествования скучные события (например, однообразные поездки) он объединял в одно, в ситуациях где того требовал художественный текст, он переставлял события местами.
«История моей жизни» включила в себя качества многих направлений и веяний литературы того времени:
- черты авантюрного романа
- черты плутовского романа
- элементы психологической повести
- элементы романа-карьеры
- черты романа «любовных побед»
Следует отметить, что на рубеже XVIII-XIX веков популярность мемуаров была весьма велика. Художественная и мемуарная проза начинают гармонично сливаться друг с другом.
Некоторые могут посчитать, что авторы мемуарных романов с элементами авантюры всего лишь плуты и обманщики, однако они давали людям, то чего те так хотели. Эти авантюристы и путешественники приносили в общество новые веяния, моду, слова и выражения, политические идеи.
Заслуга Казановы и других подобны ему писателей-авантюристов состоит в том, что он сумел раздвинуть социальные границы, отменил старые нравственные нормы.
Сюжеты рассказов из мемуаров Казановы были непредсказуемыми, импульсивными, захватывающими. Казанова как персонаж предстает перед нами как человек живущий сегодняшним днем, уверовавший в фортуну, эгоцентричный, умело плетущий интриги. Но самое главное, что дает нам образ Казановы — это отражение той эпохи, в которой он жил.
Основным мотивом мемуаров Казановы стала любовь и эротичность. Именно в этом направлении Казанова сумел проявить себя в большей степени. Любовь - это высший смысл существования Казановы, она делает его великим.
Своеобразие мемуаров Казановы заключается в том, что они, несмотря на то что полностью соответствуют культурной традиции, не имеют стремления сделаться настоящими романами, напротив, через литературные приемы и эпизоды мы видим саму жизнь такой, какой ее мало кто изображал. Главный интерес у Казановы-писателя это он сам. Через всю работу Казановы проходит тема театра, он говорит, что, как и в театре люди всю жизнь играют и носят маски.
Помимо мемуаров Казанова является автором примерно двадцати сочинений, наиболее известными среди них являются комедия «Молюккеида», роман «История смуты в Польше», роман «Икозамерон», перевод «Илиады» Гомера.