Эпоха Просвещения — это период в истории европейской культуры, связанный с развитием научной, философской, общественной мысли.
Развитие зарубежной литературы в 17 веке
17 век – это срединное звено в истории культуры между эпохой Возрождения и эпохой Просвещения. Временные рамки здесь подвижны и обусловлены во многом индивидуальной писательской деятельностью, а также характером литературного процесса в разных странах.
В 17 веке абсолютная монархия становится цивилизующим центром. А стабилизация отношений между буржуазией и дворянством происходит на основе преодоления феодальной раздробленности, формирования национального самосознания.
Эту эпоху можно охарактеризовать как период неограниченной монархической власти, произвола, надругательства над достоинством народа.
Культурно-социальные процессы в различных странах проходили неравномерно. На Востоке в 17 веке еще процветала средневековая застойность, а в западноевропейском искусстве уже наметились художественные направления с выраженной социальной и эстетической направленностью:
- Ренессансный реализм,
- Барокко,
- Классицизм.
Существовавшая ренессансная картина мира с антропологической концепцией мироздания с развитием науки и общества стала разрушаться. Открытия, сделанные Коперником, подорвали геоцентрические представления, политическое учение Макиавелли, скептицизм Монтеня, отделение экспериментальной науки от богословия изменили отношение к человеку и миру, изменили параметры мироощущения. В этом контексте символика поэмы «Потерянный рай» Д. Мильтона оборачивается общечеловеческим, вполне земным содержанием.
Гармония физического и духовного, земного и возвышенного, которая была свойственна идеалу Ренессанса, распалась на две части – плотскую и духовную. Вокруг плотской поляризуется эпикуреизм, граничащий с откровенной эротикой, а вокруг духовной – обостренный интеллектуализм. Реалистическая обобщенность и монументальность Ренессанса сменяется игрой контрастов, текучестью, парадоксами, дисгармоническими несоответствиями.
В этот период наблюдается совместное существование разных стилей. Подобное совмещение наблюдается и в рамках творчества одного писателя, что говорит о зыбкости стилей. Человек представляется маленькой песчинкой в огромном океане, хрупки тростником, колеблемым ветрами внешних сил.
Литературные направления 17 века
Ренессансный реализм является прямым наследником гуманистических традиций. Он утверждает оптимизм, жизнелюбивые идеалы, свободу вдохновения автора.
Поэтика представителей ренессансного реализма, оставшись верным идеалам предшественником, в стремлении к естественности погрузилась в обыденность с ее обычными делами, радостями и горестями. Социально-политические сдвиги многими авторами воспринимались как проявление кризиса, наступление страха и растерянности перед хаосом крушащихся устоев. Другие же сопрягали эти перемены с завоеванием человечеством подлинного естества. Этим обусловливается стремление к самосовершенствованию, познанию истины, страданий, тяжелых мук, катастроф.
Классицизм ориентирован на творческое перевоссоздание образцов античной классики - характеров, ситуаций, тем, конфликтов – с точки зрения монолитности, целостности, детерминизма, возвышенной устремленности, которые царят над низменной обыденностью. Герои классицизма обладают нравственной стойкостью и твердым рационализмом.
Никола Буало, теоретик классицизма, провозгласил закон трех единств – места, времени и действия.
В барокко строгость и ясность форм классицизма заменены эмоциональной динамичностью, повышенной экспрессивностью, яркой контрастностью, пышностью, усложненностью, метафоричностью языка. Вместе барокко ввело в сферу искусства то, что эстетикой Возрождения и классицизма отвергалось как безобразное и низкое, смешное, отождествленное со злом. Барокко допускало сочетание чувственного и иррационального, смешение комического и трагического, противопоставляло классической застойности движение, динамику. Этим обусловлено запутывание интриги, усложненность сюжета, броскость деталей, освещение событий в разных ракурсах.
Литература 18 века
Свои находки и поиски 17 век передает 18 веку. На место просветительского романа приходит плутовской роман. Острый разум получил художественное выражение и в пространности мемуаров, и в лаконичности афоризма, обобщил опыт поколений и духовные достояния культурных эпох.
Рядом с шутливой развлекательностью развивается публицистическая стихия, ярко проявившаяся в утопиях 18 века и повествовательных жанрах, таких, как:
- Странствия,
- Путешествия,
- Эпистолярные раздумья.
А неторопливый, раздумчивый социально-бытовой роман приходит на место сжатой новеллы.
В богословской прозе привилегированное положение занимает аллегорическое мышление. Богословская проза, стремившаяся захватить как можно больший читательский контингент, постепенно проникает и в жанры беллетристки. Акцентируется значение сравнения, аналогии, метафоры, подчиненных полету разума.
В 18 веке в историю культуры входит Просвещение. Особенностью взглядов и творчества представителей Просвещения было то, что они базировались на иллюзии обособленности человека от общественного развития. Просветители защищали идею просвещения масс, свободы и самоуправления, отстаивали народно-демократические интересы.
В дальнейшем развитии литературных жанров, выявившихся в 17 веке, отразились новые эстетические потребности времени. В литературе 18 века стал периодом развития нравоучительного, воспитательного романа, социально-бытовой прозы.
В испанской прозе рационализм принял вид «консептизма», для которого характерно возведение остроумия в ранг главного эстетического требования.
Во Франции, Германии и Англии идея самоутверждения личности основывалась на преобладании чувства над рассудочностью. Связанный с духовными устремления культ чувства принял форму литературного течения, получившего название сентиментализма. Приверженцы этого направления связывали раскрытие внутреннего мира человека с его отношением к природе. В их произведениях пейзаж созвучен личным переживаниям героев. Особенно популярными жанрами в этом направлении стали:
- Исповедь,
- Роман в письмах,
- Дневник.