«Новая драма» - это обозначение процессов, связанных с модернизацией драмы и становлением национального театра в конце 19-начале 20 вв.
Особенности «новой драмы»
«Новой драмой» условно называют новации, заявившие о себе в европейском театре 60-90-х годов 19 века. Внимание в «новой драме» с внешнего конфликта переносится на внутренний, на настроение, душевное состояние героев.
«Новая драма» - это социально-психологическая драматургия, которая в момент возникновения ориентировалась на натурализм в прозе, обсуждение в театре злободневных граждански значимых проблем.
Но несмотря на важность натуралистической литературной теории и натурализма и попытки натуралистов перенести на сцену свои романы, «новую драму» невозможно свести к чему-то программному, однозначному. Она оказалась чуткой к разным литературным тенденциям и предложила свое прочтение – специфически театральное – натурализма, символизма, импрессионизма, а также линии романтической драматургии, влиятельной в 19 веке.
«Новая драма» появилась в период господства пьес «хорошо написанных», но далеких от жизни. С самого начала она старается привлечь внимание к животрепещущим проблемам. В фокусе «новой драмы» оказываются разговор, анализ, рефлексия, оценка, а не действие.
«Новая драма» - это совершенно новый тип конфликта: столкновение человека с враждебной действительностью, искажающей сущность его духа. Особую роль в «новой драме» играют ремарки. Они из вспомогательного средства превращаются в конструирующие элементы драматического текста, взаимосвязанные функционально с диалогом. Активно используются такие ремарки, как «молчит», «тишина», «пауза», маркирующие ключевые моменты в развитии сценического действия и диалогов. Такие ремарки позволяют формировать подтекст.
В тексте присутствует два плана. Произносимые слова не напрямую либо совсем не выражают отношения персонажей или раскрывают суть действий. А.П. Чехов емко заметил: «люди обедают, пьют чай, а в это время ломаются их судьбы».
Еще одна характерная черта новой драмы – стирание оппозиции «диалог-монолог». Главным здесь становится противопоставление диалог-ремарка. Для новой драмы характерен «принцип аналитической композиции», когда завязка пьесы – это событие, свершившееся до начала пьесы, а содержание драмы – выяснение и анализ причин.
Проблематика новой драмы касается тех моментов социальной жизни, которые как правило скрываются, замалчиваются. Теоретики новой драмы придерживаются мнения, что театр не должен развлекать, он должен отражать актуальные социальные проблемы, призывать задуматься.
Язык новой драмы» близок к разговорному. Также в ней используются символы, которые позволяют понять, что что-то идет не так (шорох, звук лопнувшей струны).
Новая драма Г. Ибсена и А. П. Чехова
У истоков «новой драмы» стоит Генрик Ибсен, реформатор европейского театра 19 века и «иконоборец», которого современники по воинствующему индивидуализму и степени неприятия христианства сравнивали с Ф. Ницше.
Магистральной темой творчества Ибсена становится трагедия индивидуалиста, который стремится стать «самим собой».
Творчество Ибсена на раннем этапе посвящено национально-романтическим драмам, в которых прославляется героическое прошлое:
- «Пир в Сульхауге»,
- «Фру Ингер из Эстрота»,
- «Улаф Лильекранс».
В 1850-е годы Ибсен становится горячим сторонником движения панскандинавизма. В этот период он пишет статьи и стихи на политические темы, в которых призывает к борьбе против Англии и Пруссии.
Европейскую известность Ибсену принесла стихотворная драма «Бранд», посвященная проблеме героического индивида, который, чтобы состояться в жизни, учится искусству отречения (от отечества, семьи, церкви, даже от самого себя).
В России самой популярной пьесой Ибсена стал «Кукольный дом». В поздних пьесах подтекст усложняется, существенно возрастает тонкость психологического рисунка. На первый план в этих произведениях выдвигается тема «сильного человека» («Йун Габриель Боркман», «Строитель Сольнес»).
Новая драма стала жанром, синтезирующим мотивы рассказов и повестей А.П. Чехова. Именно в новой драме писатель наиболее полно реализовал свою концепцию жизни.
Драмы Чехова пронизаны атмосферой всеобщего неблагополучия. В его произведениях нет счастливых людей. Как правило, героям не везет ни в малом, ни в большом, они все в той или иной степени оказываются неудачники. Например, в «Чайке» пять историй неудачной любви. В пьесе «Вишневый сад» Епиходов – олицетворение нескладицы жизни, от которой страдают все персонажи.
Это всеобщее неблагополучие усиливается и осложняется ощущением всеобщего одиночества. В этом смысле глухой Фирс из «Вишневого сада» является символической фигурой.
В драмах А.П. Чехова царит особая атмосфера психологической глухоты. Люди настолько поглощены собой, что не слышат друг друга. Их общение с трудом похоже на диалог. Эти люди при взаимном доброжелательстве и взаимной заинтересованности не могут «пробиться» друг к другу, так как разговаривают больше «про себя и для себя».
У А.П. Чехова особое ощущение драматизма жизни. В его пьесах зло «измельчается», растворяясь в повседневности, проникая в будни. У Чехова трудно найти виновника человеческих неудач. В его драмах нет откровенного и прямого носителя общественного зла. В нескладице отношений между людьми виноват каждый герой. Зло скрывается в самом сложении общества, в основах его жизни.
Конфликты в пьесах Чехова приглушены. Принятое в классической драме деление персонажей на отрицательных и положительных у Чехова отсутствует.
В новой драме разрушается «сквозное действие» ключевое событие, которое организует сюжетное единство классической драмы. Но при этом драма не рассыпается, а собирается на основе другого, внутреннего единства. При всем различии героев, их судьбы перекликаются, сливаются в общем звучании. Из множества жизней, развивающихся параллельно, вырастает единая судьба, формируется общее настроение.