Цели и задачи нравственной художественной литературы
Каждый человек в определенный момент времени начинает задумываться над тем, для чего он существует. Современный человек живет в таком быстром ритме, что на раздумья времени практически не остается. В век информационных технологий человек круглосуточно принимает какую-либо информацию, и информация эта льется бесконечным потоком. Информатизация общества является основным движущим фактором прогресса, а рыночные отношения устанавливают свои правила и диктуют их современному обществу. Погоня за достатком, за информацией, которая сможет в какой-то мере помочь достичь своих целей привела к тому, что материальные ценности вышли на первый план, а моральные и духовные ценности куда-то отодвинулись.
Именно поэтому чтение нравственной литературы как никогда важно для современного человека. Чтение – это один из тех способов проведения досуга, который позволяет человеку не только расслабиться и отдохнуть, отвлечься от повседневной суеты и забот, но и сделать это с пользой для своего духовного развития.
Нравственная литература – это те произведения, в которых ставится вопрос о смысле человеческой жизни, о смысле существования человечества вообще, о том, правильно ли человек живет, правильно ли относится к окружающим его людям и к природе.
В нравственной литературе поднимаются вопросы добра и зла, причем нет абсолютной истины, что есть зло, а что добро, каждый человек, прочитав какое-либо произведение, сам должен ответить на этот вопрос. Нравственная литература призывает читателя задуматься над тем, почему происходят те или иные негативные события, что или кто является причиной и что может сделать конкретно он для того, чтобы или исправить ситуацию, или не допустить ее повторения.
Тема смысла жизни начала подниматься в начале 20 века психологами Альфредом Адлером и Карлом Роджерсом, однако наиболее полно эта тема была раскрыта в трудах австрийского психолога Виктора Франкла. Однако, психологические труды являются не единственным источником знаний о сущности человеческого бытия. Одним из источников поиска смысла жизни для человека являлась задолго до становления психологической науки, и является актуальным по сей день, художественная литература. Писатели проникали в глубину человеческой души, подобно психологам.
Художественная литература является не только особым видом искусства, она является еще эмоционально-эстетическим видом общения, когда происходит общение между автором, героями произведения и читателем.
Художественная литература имеет самое прямое отношение к человеческой психике, являясь субъективным отражением отдельно взятой личности. Чтение является одним из истоков умственного развития человека, его мышления, является источником жизненной информации. В процессе чтения произведений классиков читатель оказывается в особом мире произведения, он погружается в этот мир, познает жизнь, нравы и ценности героев. Каждое прочитанное произведение расширяет кругозор, человек начинает рассматривать действительность через призму приобретенного опыта. Таким образом, чтение художественной литературы способно изменить мировоззрение.
Как правило, смысл жизни в нравственном художественном произведении рассматривается через понятия:
- семьи,
- любви,
- долга,
- чести,
- морали.
И если в повседневной жизни об этом мало кто задумывается, то в процессе чтения человек невольно начинает думать о том, что значат эти понятия именно для него, правильно ли он относится к ним.
Таким образом, поиск смысла жизни, тема нравственных ценностей является движущей силой художественных произведений. Произведения художественной литературы помогают людям, в особенности молодым, у которых жизненный опыт еще недостаточно большой, пересмотреть свои интересы, жизненные приоритеты и ценности.
Произведения нравственной художественной литературы – это источник знаний о жизни. то есть основной целью нравственной художественной литературы является формирование личности, ориентация человека на духовные, моральные ценности, оказание помощи ему в поиске смысла жизни.
Главная задача нравственной художественной литературы заключается в воспитании в читателе нравственных и моральных качеств, которые помогут ему найти себя в обществе, чувствовать себя важным и нужным. Художественная литература помогает человеку расставить приоритеты, расширить кругозор, оценивать события и явления с разных углов зрения.
Функции художественной литературы
Из вышесказанного видно, насколько значительную роль играет чтение классической художественной литературы в жизни современного человека, в его духовном пространстве. Исходя из этого, можно выделить и важнейшие функции, которые выполняет художественная литература в процессе формирования личности.
Самой очевидной функцией художественной литературы является познавательная, которая выражается в способности художественных произведений наполнять человека новыми знаниями об окружающем мире, о природе, об обществе и т.д. Кроме познания окружающего мира в процессе чтения происходит самопознание личности, которое наряду с самообразованием и самовоспитанием являются основными моментами в становлении мировоззрения.
Следующая функция, которую выполняет нравственная художественная литература, воспитательная. Данная функция заключается в воздействии на сознание и чувства и человека, при этом главным инструментом писателя является не назидание, а художественный образ. Таким образом, в процессе чтения человек сам формирует отношение к событиям произведения, делает выводы.
Художественная литература выполняет еще и коммуникативную функцию, средством общения выступает слово. При этом процесс общения в процессе чтения является вполне активным, читатель может принимать точку зрения писателя или не соглашаться с ней.
Произведения искусства всегда доставляли человеку эстетическое удовольствие. Наслаждение словом и сюжетом в процессе чтения тоже приносит эстетическое удовольствие читателю, то есть художественная литература выполняет еще и эстетическую функцию.
Из перечисленных функций вытекает еще одна, которая является своего рода итоговой функцией – это созидательная. Она характеризует стремление человека к самосозиданию, саморазвитию, самосовершенствованию в различных сферах деятельности.
Все эти функции подталкивают человека к самопознанию, к стремлению лучше узнать свои личностные качества и способности.