Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классические и авторские приемы в художественной литературе

Классические приемы в художественной литературе

Художественный стиль произведения подразумевает красоту, выразительность, образность. Писатель при создании своего художественного произведения использует приемы, которые позволяют проникать в суть создаваемого образа, в самую глубину мысли. Поэтому использования только поверхностного значения слова, либо только «сухого» слога для произведений художественной литературы недостаточно. Для привлечения читателя, для того, чтобы вызвать у него интерес к произведению, писатели используют различные приемы.

Замечание 1

Художественные средства (тропы) являются не только незаменимыми элементами общей картины произведения, они еще выполняют роль авторской оценки. Тропы создают общий фон произведения.

Существует большое количество классических средств художественной литературы. Самыми популярными из них являются:

  • метафора,
  • сравнение,
  • эпитет.

Эпитет называют королем описания. Без этого приема невозможно представить ни одно описание, будь то портрет, пейзаж или интерьер.

Эпитет – это слово, которое определяет предмет или действие, при этом подчеркивая его особенность. Эпитет позволяет придать выражению новый оттенок, представить его более ярким и красочным.

Часто эпитет, правильно подобранный автором, важнее целого абзаца, который был создан для уточнения.

Эпитет, как правило, это имя прилагательное либо причастие. Эпитет наделяет образ дополнительными свойствами либо характеристиками. При этом, нельзя путать эпитет и определение. Основной задачей эпитета является указание на то, что скрыто от первичного осмотра. Например, «глаза бездонные, лукавые».

Метафора – это скрытое сравнение. Метафора выражается именем существительным. Метафора используется автором тогда, когда нужно сравнить явления и объекты, при этом сделать это очень аккуратно, тактично, чтобы читатель не догадался о том, что автор навязывает этот образ. Например, в выражении «рассвет заалел пожаром» идет сравнение рассвета с пожаром.

«Классические и авторские приемы в художественной литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сравнение является наиболее простым приемом. Сравнение дается напрямую при помощи сравнительных союзов – будто, как, словно, точно, как будто.

Существует еще множество других приемом. Среди них:

Антитеза – это противопоставление. Антитеза может быть узкой, заключаться в пределах одного абзаца либо предложения, или развернутой – в этом случае она распространяется на несколько страниц или глав. Такой прием часто используется авторами классических произведений, когда возникает необходимость сравнения двух героев.

Гипербола – художественное преувеличение – часто применяется в сказках, балладах, былинах. Однако этот прием достаточно часто употребляется в любом другом произведении и в разговорной речи.

Такой прием в художественной литературе, как инверсия, используется тогда, когда необходимо придание дополнительной эмоциональности. Наиболее часто этот прием используется в поэзии, однако в прозе инверсия тоже является очень популярной.

Ирония, скрытая насмешка автора является еще одним приемом в художественной литературе. Конечно, серьезное произведение должно всегда оставаться серьезным. Но скрытый подтекст, заложенный автором, только демонстрирует остроумие писателя и позволяет читателю немного отвлечься, перевести дух перед следующей, более напряженной, сценой или событием в произведении. А в юмористическом произведении такой художественный прием, как ирония, является незаменимым.

Еще один прием автора для придания выразительности произведению – это сарказм. Сарказм выявляет недостатки и пороки, это недобрый смех, сарказм, в отличии от иронии, не создает светлую атмосферу.

Следующий художественный прием - олицетворение - позволяет демонстрировать жизнь окружающего мира. Например, ветер воет, снег танцует.

Олицетворение – это перенос свойств живых объектов на неодушевленные. Используется для того, чтобы создать нужное настроение читателя.

Оксюморон – это прием сочетания несочетаемого. Например, праведная ложь, горячий лед. Оксюморон, использование неожиданным образом подобранных слов, часто используется в философских трактатах, фантастических произведениях.

Еще одним приемом, которым пользуются авторы для придания произведению выразительности, является многосоюзие. Этот прием необходим для расширения диапазона повествования.

Такой прием, как риторические вопросы, тоже является очень популярным в произведениях художественной литературы. Риторические вопросы – это вопросы, которые не требуют ответа, но заставляют читателя задуматься. Например, знаменитые вопросы «Кто виноват?», «Что делать?», «Быть или не быть?».

Афоризм – еще один художественный прием для придания выразительности. Афоризмом называется емкая либо обобщенная мысль автора, которая заключает в себе глубокий философский смысл. Эта мысль выражается в лаконичной, простой, яркой форме. Отличительной особенностью афоризма является неожиданность вывода.

Часто писателями используется такой прием, как аллюзия – особая фигура речи, содержащая указание либо намек на другой факт, исторический, литературный, мифологический и т.д.

Использование параллельных конструкций позволяет создавать ассоциативную связь между двумя либо тремя объектами.

Авторские неологизмы

Приемы в художественной литературе, используемые авторами, не ограничиваются только перечисленными. На самом деле их гораздо больше, и каждый прием позволяет сделать стиль произведения более ярким, более выразительным, дает возможность автору наиболее точно передать свои мысли, настроение, переживания читателю, а читателю – лучше понять автора проникнуться событиями произведения.

Кроме перечисленных классических приемов в художественной литературе существуют еще авторские приемы – неологизмы. Обычно их создание связано с использованием словообразовательных ресурсов языка. Художественная и эстетическая ценность таких неологизмов зависит от умения автора применять стилистически оправданные краски словообразовательных моделей, а также от искусства автора в целом.

Неологизмы обладают яркой выразительностью либо выполняют смысловую функцию, когда называют предметы или понятия. Также во многих неологизмах могут быть скрыты классические средства выразительности – метафоры, эпитеты и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot