Русская художественная литература
Литература, как явление в целом, делится на несколько больших категорий: публицистическая литература, историческая, научная, художественная и т.д.
Художественная литература – это искусство, использующее в качестве материала словесные конструкции и различные языковые нормы.
Основных отличий художественной литературы от любого другого вида несколько:
- Во-первых, художественная литература не имеет таких четких рамок и правил, как собственно научная или же публицистическая.
- Во-вторых, художественная литература включает в себя гораздо большее разнообразие жанров, стилей, направлений, а также уместных троп.
- В-третьих, художественная литература может повествовать от любого лица, иметь не только линейную композицию, а также может вообще не содержать действующих лиц.
Итак, это основные отличия художественной литературы от любой другой. В России художественная литература, как явление, возникла раньше, чем любая другая – ее развитие началось в начале восемнадцатого века. Первыми реформаторами в области художественной литературы были представители дворянских родов и сословий. Сам Петр Первый способствовал развитию художественной литературы в России.
Сама по себе художественная литературы подразделяется еще на несколько частей – ее основных видов: драма, эпос и лирика. Также она делится и по структурной организации на поэзию и прозу. Художественная литература включает в себя большое разнообразие жанров, стилей и направлений, которые в русской литературе характерны для того или иного времени.
Одним из самых первых направлений в русской литературе стал классицизм. Его расцвет пришелся на время, которое было сразу после отделения художественной литературы от церковных и панегирических текстов. Так, классицизм получил свое развитие в конце первой половины восемнадцатого века, частично захватывая и начало девятнадцатого века.
Основным жанром русской литературы в этот момент была ода. Также преобладала драма, сатира и комедия. Однако, тексты все еще носили панегирический характер, а также содержали в себе большой государственный пафос.
Главными темами произведений того времени были темы либо философского характера, либо патриотические. Главный герой обязательно совершал подвиг во имя государства или всячески прославлял отечество. Способность к самопожертвованию считалась чуть ли не самой главной способностью героя. Писатели того периода: Радищев, Ломоносов, Жуковский.
Дальше, в начале девятнадцатого века настала эпоха сентиментализма, просуществовавшая, однако, недолго. Если классицизм характеризовался четкими языковыми нормами и рамками, то сентиментализм, напротив, возводил чувства человека в культ. Произведения отличались чувствительностью, нежностью, часто романтикой. Основным жанром здесь является баллада.
После эпохи сентиментализма в русскую литературу пришло такое направление, как романтизм. Романтизм, в основном, характеризовался возведением в культ свободы человека – как внешней, так и внутренней. Герой сражается, идет против чего-либо, часто – против системы. Такая литература была отголоском первых либералистических взглядов в России, первых подпольных декабристских организаций. В направлении романтизма творили следующие писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.
Далее, уже в конце девятнадцатого века, так называемого «Золотого века русской литературы», на смену романтизму пришел реализм. Это направление характеризуется в основном реальным изображением окружающего мира, нашей действительности. В этот период творили: А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие. Основной жанр того времени: роман, рассказ, сатира.
Начало двадцатого века в художественной русской литературе ознаменовалось всплеском поэзии. Здесь художественная литература включает в себя очень много различных направлений: от акмеизма до имажинизма. В данной период имеют место быть различные литературные группировки.
Вторая половина двадцатого века характеризуется, в основном, в русской художественной литературе как послевоенная, а далее и фантастическая литература. Также получает свое развитие экзистенциализм.
Таким образом, мы рассмотрели развитие русской художественной литературы.
Зарубежная художественная литература
Развитие зарубежной художественной литературы происходило несколько иначе, чем русской. Так, в начале четырнадцатого века – в так называемую эпоху Возрождения или Ренессанса – произошел, отрыв художественной литературы от церковной. Далее, направления в зарубежной литературе были аналогичны русским, однако, имели некоторые отличительные черты. Например, в классицизме допускалась романтизация, а в авангардизме – символизм. Разнообразие жанров тоже несколько отличалось.
Отличительные черты зарубежной литературы следующие:
- Главный герой – как простой человек, так и выходец из высшего сословия. Эта характерная черта была перенята русской художественной литературой только в начале двадцатого века.
- Больший реализм. В любом направлении зарубежной художественной литературы присутствует больше реализма и прагматизма, нежели в русской.
- Больший объем произведений и характерный философский смысл во многих из них. Также зарубежная литература отличается большим разнообразием религиозных тем.
Также, можно сказать, что развитие зарубежной художественной литературы началось значительно раньше, а также существенно отличалось в каждой стране. Сегодня, читателю доступны многие произведения любой страны, а в целом – это и есть достояние мировой истории и культуры.
В художественной литературе можно выделить следующие направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, модернизм, авангардизм, имажинизм, футуризм, экспрессионизм, импрессионизм, экзистенциализм. Также художественная литература за рубежом может содержать такие жанры: очерк, роман, рассказ, баллада, ода, драма, сатира, эпопея и многие другие.
Таким образом, на основе сравнительной характеристики мы выявили отличительные черты художественной зарубежной литературы.