Трактат – это научное сочинение, содержащее обсуждение какого-либо отдельного вопроса.
Основные идеи трактата «Осень Средневековья»
В деятельности нидерландского историка культуры Йохана Хейзинги исследователи выделяют три этапа:
- Изучение древнеиндийской литературы, медицины, религии, древнегерманских языков;
- Исследование европейской истории эпохи позднего Средневековья и Нового времени;
- Критика современной культуры.
В 1919 году была опубликована книга Хейзинги «Осень Средневековья», которая стала выдающимся культурным явлением 20 столетия. В этой книге автор рассматривает социокультурный феномен позднего Средневековья, дает подробную характеристику придворного, церковного, рыцарского обихода и жизни всех слоев общества. В качестве источников Хейзинга использует художественные и литературные произведения бургундских авторов 14-15 вв., фольклор, религиозные трактаты, документы эпохи.
Трактат «Осень Средневековья» стала реакцией на декаданс, на упадок, наблюдавшийся повсюду. Тревожное предчувствие, переживание катастрофы Первой мировой войны, личная трагедия пробудили в Хейзинге острое желание выразить, передать состояние разрушения, гибели привычного окружения как что-то уже бывшее, известное, тем самым преодоленное в прошлом. Осень Средневековья одновременно является яркой и насыщенной энциклопедией европейской культуры в ее блистательный период.
Избранная автором манера погружает читателя в необъятный археологический материал культуры, который представлен как цитаты – образчики франкоязычной литературы 15 столетия, обрывки бургундских хроник, стихи, поговорки, отдельные выражения и слова, цитаты из религиозных трактатов, Писания, творений нидерландских и немецких мистиков, отрывки сочинений писателей, ученых, философов, историков.
Для Хейзинги понятие культуры связано с равновесием духовных и материальных ценностей, согласованностью отдельных культурных факторов (политики, науки, философии, техники, религии), приоритетом метафизических идеалов над индивидуальными потребностями, потребностями отдельных социальных групп, национально-эгоистическими интересами.
Своей работой Хейзинга открыл окно в 15 век Европы, кровавый и жестокий. Ученый стремился показать истинное отношение людей средневековья к искусству. При этом он не ставил целью всестороннее изучение народного менталитета, хоть в трактате и содержатся наблюдения по истории народной культуры.
Содержание трактата «Осень Средневековья» посвящено преимущественно изучению менталитетов высших слоев общества и интеллигенции 15 века.
Основные черты Средневековья в трактате Хейзинги
Книга Хейзинги насыщена историческими событиями, фактами, именами, географическими названиями, которые делают повествование реальным и обоснованным. Еще одна особенность книги – она о родной культуре Й. Хейзинги, Фландрии, Бургундии 15 века, Нидерландских графствах.
Средневековое общество отражало строжайшую иерархию сословий, воспринимавшуюся по смыслу и значению как «богоустановленная действительность». Иерархия общества была стабильна, закреплена положением в системе господства и подчинения, профессиональными занятиями, имела предписание в поведении и одежде, наследовалась от поколения к поколению. Аристократия, духовенство и третье сословие составляли основу общества. Помимо этого, существовало еще минимум двенадцать категорий:
- Придворные: кравчий, хлебодар, кухмейстер, стольник;
- Церковнослужители: диакон, священник, служки;
- Монашеские ордена;
- Рыцарские ордена.
Аристократии предписывалось осуществлять высшие управленческие задачи. Духовенство должно было вершить дело веры. Бюргерам предписывалось заниматься торговлей, ремеслом, возделывать землю. Однако третье сословие только-только набирало силу, поэтому значительного места в культуре ему не отводится.
В средние века одежда и ее цвет несли информацию о разных сферах человеческой деятельности. Цвет костюма в первую очередь имел социальную ценность, превратившись в опознавательный знак. Он был показателем социального статуса владельца, отражал структуру социальных отношений, применялся для визуальной стратификации.
В рамках одного сословия цвет объединял. Не позволялось носить одежду не подобающего по положению и рангу цвета.
Рыцарская идея
Общественным мнением эпохи Средневековья владеет так называемая «рыцарская идея», с которой связывают и предназначение аристократии, и героические подвиги, добродетели, и любовь к Прекрасной даме, и далекие походы, и воинские доблести, верность, самоотверженность.
В рыцарском идеале было много далекого от реальности, в которой хватало примеров жестокости, вероломства, высокомерия, корыстолюбия. Это был эстетический идеал, который состоял из пестрых фантазий и возвышенных чувств, был свободен от греховных истоков. Рыцарскому идеалу отводится почетнее место, он запечатлен в романах, хрониках, житиях и поэзии.
Рыцарский идеал соединялся с религиозными ценностями – милосердием, состраданием, верностью долгу, справедливостью, аскетизмом, защитой веры. Странствующий рыцарь беден, свободен, у него нет ничего, кроме своей жизни. Но он обладает одной чертой, имеющей особое значение для понимания рыцарства как стиля жизни. Эта черта – романтическая любовь.
Средневековая культура была насыщена религиозными представлениями, христианская вера была главной духовной ценностью. Атмосфера религиозного напряжения, как отмечает Хейзинга, проявлялась в виде невиданного расцвета искренней веры. В праздничной символике религиозный элемент был обязательным, а светские мелодии нередко использовались для церковных песнопений. Церковная и светская терминология постоянно смешивалась. Сюжеты на библейские темы заполнили и литературу, и изобразительное искусство, а возведение храмов стало главным событием в градостроительстве. Духовную жизнь составляли богословские споры и трактаты. Посещение церкви стало предлогом для назначения свиданий, показа нарядов. Такова была оборотная сторона благочестия.