Гламур — это связанный с модой, культурой массового потребления и шоу-бизнесом эстетический феномен, основу которого составляют принципы гедонизма.
Реалистическая проза в новой социокультурной ситуации
К началу 90-х годов 20 века ведущим литературным направлением оставался реализм, который сформировался как единая художественная и эстетическая система. В этот период способность реализма, его возможности в познании человека и действительности были поставлены под сомнение представителями модернизма и постмодернизма, которые до этого момента существовали на периферии литературного процесса. Центром критических дискуссий стали споры о разных аспектах модернизма и постмодернизма. Постмодернизм как литературное направление оказался в центре литературного процесса.
Вместе с этим в начале 20-х годов 21 века критики заговорили о возвращении реализмом утраченных позиций, стали появляться произведения, написанные в традиционном реалистическом стиле.
Литературоведы и критики в многочисленных определениях пытаются «охватить» все особенности реализма конца 20 - начала 21 вв. Реализм в критике получает различные определения, порой совершенно противоположные: постреализм, гиперреализм, трансметареализм, другой реализм, ультрареализм, жестокий реализм, новый реализм, посмодернистский реализм, метареализм, психоделический реализм, смешанный реализм, фантастический и гротескный реализм, сентиментальный реализм, гламурный реализм, магический реализм, символический реализм, постреализм, метафизический реализм и т. д.
Порой к реалистам относят писателей разных литературных направлений, например, В. Маканина, Ф. Искандера, Г. Владимова, Л. Петрушевскую, А. Слаповского, Л. Улицкую, Т. Толстую, О. Ермакова, Б. Екимова и т. д.
Представления исследователей о кризисе реализма существуют одновременно с представлениями о его обновлении через взаимодействие с другими течениями. Это говорит о сложностях в построении типологии реализма и многообразии изменений, произошедших в нем.
Как тип художественного мышления и как литературное направление реализм в новой ситуации обнаружил свою способность к диффузии с другими системами – сентиментализмом, натурализмом, модернизмом.
В 1990-2000 гг. реализм тесно переплетается с элементами поэтики других художественных форм, при этом сохраняя свою доминанту: изображение человека и социально-исторических процессов в их взаимообусловленности.
Главным способом организации реалистической картины мира, в отличие от литературы модернизма и постмодернизма рубежа 20-21 вв., которая тяготеет к усложненной организации повествования, остается слово и точка зрения рассказчика или повествователя.
Сущность понятия «гламурный реализм»
Влияние постмодернистских течений и сосредоточение на передаче нюансов чувств, настроений, переживаний, изображении внутренней жизни и психотипа индивида рождают в русской литературе такие явления, как:
- ультрареализм,
- женская проза,
- гламурный реализм.
Это деление основывается на особенностях поэтики и выборе тем, технологии создания произведений.
«Глянцевый» («гламурный») реализм – это часть массовой литературы, представляющая собой явления литературной и условно-литературной жизни, по типу близкие к прозе.
Произведения «гламурного реализма» (например, «Блондинки в моей жизни» А. Малахова, «Модные штучки» К. Собчак, «Борис Моисеев и его леди» Б. Моисеева и т. д.) – это тексты, якобы построенные на описании реальных событий из жизни бомонда, прокомментированный и расширенный вариант публикации в журнальном (газетном) разделе светской хроники.
После 2005 года стал формироваться и развиваться «антигламурный реализм». Известным представителем этого направления является популярный российский публицист, писатель и бизнесмен С. Минаев. Известными романами Минаева являются «The Телки», «Духless»,» и «Р.А.Б.».
Минаев также известнее как основатель сайта Литпром.ру. Автор в каждом своем произведении описывает жизнь современной России. Это делает книги Минаева очень популярными, и они раскупаются огромными тиражами.
Особенности «гламурной литературы»
В русской литературе пародия на гламурность появилась раньше, чем возникло и закрепилось в русском языке само это слово. Речь идет о прозе и стихах куртуазных маньеристов (А. Добрынин, В. Степанцов, К. Григорьев, В. Пеленягрэ и т. д.) с их пристрастием ко всему роскошному, утрированным культом гедонизма, стремлением возвысить искусство поэзии до «высот восхитительной светской болтовни».
Представители гламурной культуры, которая уже успела сформироваться в российском ресторанном, модельном, рекламном, шоу-бизнесе, в изобразительном искусстве, кинематографе, средствах массовой информации стремились возвести свое происхождение к нравам, обычаям, стилистике поведения великосветской, аристократической среды.
Ключевыми понятиями гламурной культуры стали мода и вкус, соединенные «в одном флаконе». У некоторых наблюдателей они ассоциируются с элегантностью, стильностью и рафинированностью как с безусловно положительными качествами, у других – с вычурностью, манерностью, демонстративной неискренностью, фальшивостью. Таким образом, оценка гламура зависит только от личной вкусовой позиции оценивающего.
Гламурная литература описывает жизнь богатых людей. Первым представителем глянцевой прозы стала О. Робски, журналист и владелица модного салона. Ее книги «Про любоff/on», «Casual», «Zамуж за миллионера», «Устрицы под дождем», «Жизнь заново» пользуются спросом, особенно у молодых девушек. Несмотря на то, что содержание произведений подобного рода любопытно в первый раз, и желание повторно прочитать такое произведение возникает далеко не у каждого, такая литература порой становится бестселлером (например, «Стильные штучки» К. Собчак).
Именно с книги О. Робски «Casual» начался период «гламура» в российской литературе. Сама того не подозревая, Робски заняла нишу «средней литературы». Ее книги сложно назвать высокохудожественными, но они популярны.
Гламурная литература пытается создать новые идеалы вместо утраченных ценностей.