Теория литературы – это наука, которая занимается изучением художественной литературы как явления культуры. Ее предмет – происхождение литературы, ее формы, законы развития, а также принципы создания художественных произведений.
Проблема функционирования литературы
В теории литературы рассматриваются:
- Литература как отражение познавательной деятельности человека
- Специфика художественной речи
- Художественный образ, художественный вымысел в литературе
- Функционирование литературы
- Жанровая сущность произведений
- Структура, содержание, форма литературных произведений
- Принципы интерпретации произведений
- Национальная и региональная специфика литературы
- Читательское восприятие произведений литературы
- Международные литературные связи.
Проблема функционирования литературы является особенно актуальной для современного литературоведения. По своей природе художественное творчество является коммуникативным, авторы ориентируют свои произведения на чье-либо восприятие, они обязательно обращены к кому-либо. Литературоведение рассматривает произведения художественной литературы не только в их отношении к автору, но и в отношении к читателю, к публике, то есть к воспринимающему сознанию.
В читательском восприятии различаются первичное, непосредственное восприятие, и вторичное, углубленное. Ряд литературоведческим школ выступали за истинность непосредственного восприятия, считая, что читатель независим от авторского сознания, самоценен (А. Потебня, Р. Барт). А. Скафтымов вступал в полемику с Потебней и утверждал, что читатель зависим от автора. Он подчеркивал, что автор ведет читателя, и именно тот читатель является хорошим, который способен «найти в себе широту понимания и отдать себя автору».
Литературоведение, герменевтически ориентированное, рассматривает отношения читателя и писателя как диалог, беседу, встречу. Произведение литературы для читателя является одновременно и вместилищем мыслей и чувств, которые принадлежат автору и выражаются им, и стимулятором собственной духовной энергии.
Для того, чтобы подобные диалоги давали обогащение читателю, ему необходим и живой интерес к автору и его произведениям, и эстетический вкус, а также способность ощущать их художественные достоинства. Чтение одновременно является и трудом, и творчеством.
Образ читателя
При чтении не всякий читатель может вести с автором диалог, а именно пытаться понять писателя. Но любой писатель всегда ведет со своим читателем диалог, который может открытым либо скрытым. Читатель в произведении может присутствовать впрямую, он конкретизирован и локализирован в тексте. Часто писатели размышляют о своем читателе, беседуют с ним, воспроизводя их слова и мысли. Поэтому можно говорить об образе читателя.
Например, подобный диалог ведется в прозе Н. В. Гоголя, в поэме А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в произведениях Тургенева, Салтыкова-Щедрина и т.д.
Читатель важен для автора. Но при этом истинный писатель не будет писать на заказ и по требованиям массового читателя, он является «взыскательным художником», который независим от мнения толпы.
Реальный читатель может иметь самые разные требования и установки, которые могут либо соответствовать природе литературы и ее состоянию в данный момент времени, либо расходиться с ними. В рецептивной эстетике они обозначаются понятием «горизонт ожидания». Горизонты ожидания многообразны. От произведений литературы ожидают и шокирующих эмоций, гедонистического удовлетворения, и поучений, вразумлений, расширения кругозора, выражения хорошо известных истин, погружения в удивительный мир фантазий. Однако у настоящего читателя горизонт ожидания всегда один, он всегда ждет эстетического наслаждения в сочетании с приобщением к духовному миру писателя, чье творчество отмечено новизной и оригинальностью.
Читатель, читающая публика с ее пристрастиями, установками, кругозором и интересом изучается не только в литературоведении, но и в социологии. Существует специальная дисциплина – социология литературы.
Литературные иерархии
В настоящее время взрослая читающая публика делится на массового читателя и требовательного читателя. Поэтому актуальными становятся такие понятия, как высокая литература и массовая литература и беллетристика. Массовую литературу называют еще «паралитературой» и «литературным низом». Таким образом, в современном литературном процессе возникает вопрос о литературных иерархиях и репутациях.
Высокая литература – это литература, которая выделяется из всей литературной массы, литература, которая верна своему культурно-художественному призванию. «Пик» высокой литературы составляет литературная классика – часть художественной словесности, являющаяся авторитетной и интересной для ряда поколений, и составляет «золотой фонд» литературы. Классика – это верх литературы. Она, как правило, распознается только из последующей эпохи. Классическая литература, находясь вне современности читателя, помогает ему понять самого себя.
Массовая литература в широком смысле этого понятия – это все то в литературе, что не получило у художественно образованной публики высокой оценки – либо осталось незамеченным, либо вызвало негативное отношение. Однако более распространенным является представление о массовой литературе как о литературном «низе». Отсюда, массовая литературы – это совокупность популярных произведений, рассчитанных на читателя, который не приобщен либо мало приобщен к художественной культуре, не обладает развитым вкусом, невзыскателен, не желает или не способен мыслить самостоятельно и оценивать произведения по достоинству, ищет в печатной продукции в первую очередь развлечение.
В разных странах массовая литература имеет разные названия. Например, в англоязычной критике ее называют популярной, в немецкой – тривиальной, во французской – паралитературой.
Слово «беллетристика» имеет несколько значений. Чаще всего этим понятием обозначается литература так называемого второго ряда – неклассическая, необразцовая, но при этом отличающаяся от массовой литературы и имеющая неоспоримые достоинства. То есть беллетристика является серединным пространством литературы. Произведения здесь, как правило, не имеют художественной масштабности и яркой оригинальности, но обсуждают проблемы своей эпохи и страны, которые отвечают интеллектуальным и духовным запросам современников.