Антигерой — это литературный герой, не обладающий героическими чертами или наделенный отрицательными качествами, но при этом занимающий в литературном произведении центральное место.
Комплекс подполья у Ф.М. Достоевского
Подполье – это явление духовной жизни, которое было открыто и художественно выражено Ф. М. Достоевским.
Подполье, в первую очередь, это конкретный комплекс переживаний идей, которые свойственны герою повести Достоевского «Записки из подполья». Сам писатель не дает его исчерпывающих объяснений и определений в своем произведении. Первая часть повести названа «Подполье», и все произведение по сути является развернутой идейно-психологической и художественной характеристикой рассматриваемого явления. В комплекс подполья входят:
- Постоянная готовность «расплеваться со всеми»;
- Стремление забиться в своей «идейный угол»;
- Постоянная зависимость от суждений, взглядов, реакции других людей;
- Последовательная смена страданий – от неудачных попыток обратить внимание и зависти до угрызений совести, сознания своего падения, раскаяний.
В подполье угадывается позиция героя, его изоляция от окружающей среды, которую он считает «враждебной». «Да здравствует подполье» - говорит герой повести Достоевского. Он считает, что лучше ничего не делать, жить по инерции. Он убежден, что подполье «в любом случае выгоднее».
Но при этом подполье оборачивается духовной ситуацией, в которой герой оказался по своей вине и из которой он не может найти выход.
Социально-идеологическая значимость этого духовного феномена была очевидной и послужила для писателя основой для типологических обобщений. Так подполье обрело художественную конструктивность. В своих романах Достоевский разрабатывает эту тему, и подполье из неповторимо индивидуального комплекса превращается в неизбежный духовный опыт трагических персонажей-идеологов. Достоевский отмечает, что лишь он один вывел трагизм подполья, который заключается в страдании, самобичевании, в сознании лучшего и невозможности его достичь, в убеждении, что такими являются все, и потому исправляться и не стоит.
В один синонимичный ряд с подпольем исследователи ставят такие образные понятия, как «нора», «угол», «скорлупа». И сюда же можно добавить «переулок» из романа «Братья Карамазовы».
В подполье, кроме всего прочего, можно увидеть целый пласт трагически расколовшейся жизни.
Подполье у Достоевского оборачивается вырождением романтизма. Подпольный человек – это перевернуты тип мечтателя-романтика, который цинически оплевывает свои де романтические идеалы. Тогда подполье укладывается в представление о «двоемирии», которое является ключевым в принципе романтического мироощущения. Даже если подпольный герой, в отличие от романтика, не возносится в мир мечты, то все-таки он бежит из реальности в глубину своих сокровенный претензий как в иллюзорный мир.
Подполье у Достоевского – это новое видение и бескомпромиссное отношение к миру.
Философия подполья в романе «Коллекционер»
Роман «Коллекционер» является дебютным романом Фаулза. В своем произведении писатель поднимает актуальную и важнейшую тему 20 столетия – утрата духовности и оскудение души.
Главный герой романа «Коллекционер» Клегг – олицетворение бездушия. Неслучайно он является коллекционером бабочек: у древних греков одно и то же слово обозначало и душу, и бабочку.
Миранда – живая, ее мир – это мир творчества и движения, в то время как мир Клегга – мир замкнутого пространства, мир подполья. В «Коллекционере» писатель переиначивает сюжет о похищении красавицы чудовищем. Однако в романе жертва оказывается неспособной перевоспитать монстра с помощью любви. Фаулз проводит глубокий социально-психологический анализ поступков и душевных порывов своих персонажей. Он словно со стороны наблюдает за своими героями, позволяя им думать и рассуждать. Клегг в романе Фаулза отождествляется с темной стороной человеческой природы. Герой ставит себе в заслугу рыцарское отношение к Миранде. Клегг даже перед самим собой лицемерит, называя себя Фердинандом. А все благородные порыва его души гибнут из-за ограниченности героя. Отчасти оправданием его поступкам могут быть слова, сказанные Мирандой: «…он – жертв убогого мещанского мирка». Душевная пустота Клегга проявляется в способности выражать мысли при помощи безликих выражений и фраз. Речь Клегга бессодержательна и неинтересна.
Атмосфера полумрака в доме главного героя является полным отождествлением с внутренним миром Клегга. Его можно охарактеризовать как педанта. Мир он воспринимает как враждебную среду. Такое отношение у Клегга сформировано с детства, а к финалу произведения он приобретает параноидальную форму.
Миранда, хоть и отрекается о своего окружения, отречение это имеет совершенно другой характер, являясь еще одной ступенью самопознания, нового восприятия собственного Я и своих родных и близких.
Благодаря форме дневниковых записей Фаулз суме передать все стадии самосознания. Миранда не просто вспоминает детство, первые студенческие беседы за чашкой кофе, первую влюбленность, первое прозрение, первый урок в искусства. Все этапы самопрозрения становятся выразительнее, так как являются воспоминанием, пропущенном через сознание.
Миранда, как справедливо считает Клегг, обычная, она не может переступить социальную черту, перешагнуть через отвращение к Клеггу как к человеку художественного ограниченного, неразвитого интеллектуально. Постепенно ненависть вырывается наружу, и молодые люди оказываются обреченными, ведь между ними – пропасть духовного непонимания и недоразумения.
Важной идейно-художественной особенностью произведения является интертекстуальность. Та имитация настоящей жизни, которую демонстрирует Клегг и которой стремится избежать Миранда, усиливается благодаря отсылке к тексту шекспировской «Бури». Главный герой хочет, что Миранда его называла Фердинандом, а не Фредериком. Миранда де считает, что Клеггу больше подойдет имя Калибан. Герои, надев макси чужой жизни, оказываются в водовороте испытаний и открывают для себя сосуществование банального и высокоинтеллектуального, примитивного и драматического. Благодаря интертекстуальным параллелям путь деградации кажется еще стремительнее и пагубнее.