Феминизм – это идеология, социальные и политические движения, направленные на достижение экономического, политического и социального равноправия женщин.
Понятие феминистской литературной критики
Феминистская литературная критика сформировалась около тридцати лет назад и получила большое распространение в США и Западной Европе. На сегодняшний день практически во всех крупных американских университетах есть курсы по феминистской литературе и критике и гендерным аспектам литературно-художественного творчества.
Основная цель феминисткой литературной критики состоит в переоценке классического канона крупных литературных текстов со следующих точек зрения:
- женского авторства
- женского чтения
- женских стилей письма.
Феминистская литературная критика в целом философско-теоретически может быть по-разному ориентированной, но для всех ее разновидностей общим остается признание особого способа женского бытия в мире женских репрезентативных стратегий. Отсюда вытекает основное требование феминистской литературной критики – необходимости пересмотра традиционных взглядов на практики письма и литературу, и необходимости создания социальной истории феминистской литературы.
Феминистская литературная критика делится на следующие составляющие:
- Женское чтение. В этом случае акцент ставится на восприятие читателя
- Женская литература – акцент на пол писателя
- Женская автобиография – акцент на содержание текста
- Женское письмо – акцент на стиль текста.
В соответствии с этой классификацией различаются три основных вида текста:
- «фемининные тексты» - тексты, написанные в «женском» стиле
- «женские тексты» - тексты, которые написаны авторами-женщинами
- «феминистские тексты» - тексты, которые сознательно бросают вызов целям, методам, задачам, доминирующим в патриархальных литературных канонах.
Понятие «женского чтения»
Для феминистской литературной критики плодотворным оказался тезис Барта об изменении направления политики литературы с создания текстов на их восприятие. Было обнаружено, что любой текст можно проанализировать с феминисткой/женской точки зрения. В структуре женской перцепции одними из основных являются характеристики желания и сексуальности, которые понимаются очень широко: в структуре традиционной субъективности – как доминанта чувственности. Традиционные культурные стереотипы мужского восприятия основаны на модели рациональной, жесткой «я»-идентичности. Женское прочтение текстов основано на множественном социальном и психологическом женском телесном опыте.
В феминистской критике концепция женского желания выражена в концепциях «женского чтения», например, «Фривольное чтение» Э. Берг, «Этика чтения» А. Жарден, «Восстанавливающее чтение» С. Гилберт и С. Губар и др. Отсюда вытекает задача женской критики, которая заключается в том, чтобы научить женщин «читать как женщина». Это означает чтение вне традиционных дискурсивных схем классической теории.
По словам Д. Фаттерлей, «читать как женщина» означает освобождать новые значения текста с точки зрения женского опыта, это право выбирать то, что является особенно значимым для женщин.
Женское чтение отличается от мужского тем, что оно менее абстрактно, в процессе чтения женщина чувствует ситуацию подавления чувств и силой собственного аффекта сопротивляется этому подавлению. Также в женском чтении большое внимание уделяется женским ситуациям и женским образам, которые мужчины дешифруют как незначимые, второстепенные.
Понятие женской литературы
Основной задачей «женской литературы» является изучение жанров и тем литературы, созданной женщинами, а также изучение новых предметов – проблема и лингвистика женского языка, психодинамика женской креативности, история женской литературы, изучение творчества отдельных писательниц.
Существует два основных метода анализа «женской литературы»:
- Гинокритика
- Фемининная критика.
Фемининная критика сводится к гендерным стереотипам и патриархальным сексуальным кодам мужско-сформированной литературной истории, основу которой составляет манипуляция и эксплуатация традиционными стереотипами женского.
Гинокритика – создает новые иды женского дискурса вне зависимости от мужского, отказывается от адаптации патриархатных литературных моделей и теорий. В этом типе женщина выступает как автор текста и производительница текстуальных значений, выражает новые модели литературного дискурса, базирующиеся на непосредственно женском переживании и опыте.
Понятие «женского письма»
Понятие женского письма возникло под воздействием дерридаистского понятии письма, согласно которому письмо – это поиск новых форм философской выразительности. Речь, по мнению Дерриды, воплощает фаллическую истину, а для реальной практики письма истина является чем-то вторичным и незначимым ввиду того, что в письме главное –сам опыт писания, создание графических композиций, а не уровень соответствия графического опыта письма ментальной истине. В результате этого письмо, как и литература, понимается как феномен, обладающий женской природой – способностью избежать мужских доминант логоцентризма.
Целью женского письма является децентрация системы традиционного текста.
Одновременно феминистские концепции женского письма имеют отличия от понятия письма Дерриды. Главное отличие заключается в том, что в феминистских теориях письма в языке выражается болезненный опыт женского подавления в культуре.
Женская автобиография
Автобиография наряду с мемуарами и дневниками традиционно считается «женским» жанром письма. Автобиографическое женское письмо выполняет задачу самопрезентации женского «я». В женской автобиографии описания достойна вся женская жизнь, а не только основные ее этапы. Тема семьи и дома является одной из ключевых тем женской автобиографии. Особенность женской автобиографии состоит в апелляции к личному опыту как к гендерному опыту группы.
Одной из основных отличительных феминистских черт женской автобиографии является вызов официальной истории через репрезентацию темы семейного быта, дома, кухни, детских и женских переживаний, болезней и т.д.