Эпос – это один из трёх родов литературы, в котором описываются масштабные социальные и исторические события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.
Становление и развитие эпоса
Сложно определить, сколько тысячелетий назад был создан первый миф. Есть предположение, что мифы зародились около 3 тыс. лет до н.э. Изначально миф рассказывал о том, как был сотворен мир, о разделении мира на небо и землю, на свет и тьму, о том, откуда произошли живые существа и как был сотворен человек. Люди стремились объяснить порядок мироустройства и создавали образы богов-прародителей, героев и чудовищ, титанов и приписывали им свойства природных явлений. Позже мифы стали трактовать историю мировых событий посредством системы героических образов, от которых ведут свой род смертные (Осирис, Ясон, Рама, Геракл).
На рубеже новой эры эти мифологические образы стали сливаться с реальными историческими событиями, появились саги, воинские повести, героические предания о воинах древности, о предводителях народов.
В эпоху Средневековья в Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях круглого стола. После христианизации Руси здесь стали популярными былины и воинские повести, героями которых были князь Владимир и его дружина.
Благодаря духовной литературе русский эпос пополнился сочинениями о вере и ее хранителях (жития святых, притчи), об организации жизни на земле («Домострой», «Измарагд» и другие). Позже появились эпические сочинения светского характера – жизнеописания, хождения, житейские повести. Первым опытом отечественного романа-путешествия можно считать сочинение «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, знаменитого купца и путешественника.
Более привычные современному читателю жанры романа и повести вошли в литературу 18 века. Позже к ним присоединились рассказ, очерк и новелла.
В 20 веке система эпических жанров обрела общеевропейский вид, сохранился только жанр сказа.
Однако культурный код мифа продолжал бережно храниться народными сказителями, и единое знание о мире разбилось на множество частей и превратилось в сказки.
К этой мысли приводит и предположение о родстве всех сказок народов мира и «бродячих сюжетов». В сказках сохранились образы сакральных стихий (огня и воды), мифологических персонажей и боов. Таким образом, именно сказка является первоисточником образов и сюжетов авторской литературы.
Кроме сказки, в фольклоре зародились и более простые жанры – «страшная повесть», быличка, анекдот, байка, побасенка.
Отличительными признаками произведений эпического рода являются:
- Повествование от третьего лица и особая роль рассказчика, связанная с этим
- В повествовании затрагивается судьба с азу нескольких героев (иногда целых родов, семей, поколений)
- Протяженность во времени (повествование занимает от 3-5 лет до нескольких столетий)
- Настрой на объективную картину. Эпос стремится показать персонажей с разных сторон, при этом не допускает передачи прямой авторской речи
- Масштабный охват пространства. В эпосе действие происходит последовательно или одновременно, в городе, в деревне или заграницей.
- Одновременно несколько сюжетных линий.
В эпосе повествование ведется обстоятельно и неторопливо, перед читателем медленно раскрываются страницы личной и общественной истории – описания жизни персонажей, сцены битв, частные разговоры обычных людей, судьбоносные решения властителей и т.д.
Эпические жанры литературы
Эпические произведения не ограничиваются объемом и числом описываемых персонажей и событий. В эпосе используется весь языковой арсенал художественно-выразительных средств, благодаря чему автор может широко раскрывать внутренний мир человека.
Эпические жанры литературы подразделяются на:
- Крупные (эпопея, роман, роман-эпопея, сага);
- Средние (повесть);
- Малые (рассказ, новелла, очерк, эссе, этюд).
Принято отдельно выделять фольклорный эпос, истоком которого является древний миф. Фольклорный эпос имеет чрезвычайно богатую историю, которая своими корнями уходит в самое начало развития человечества.
Крупными эпическими жанрами литературы являются роман, эпопея, сага. Наиболее крупным жанром является эпопея. В ней описывается жизнь нескольких поколений, действие разворачивается на территории одного государства или нескольких, время действия охватывает несколько столетий. Такое масштабное повествование в северной Европе называют сагой.
В жанре саги созданы сказания о королях. Наиболее известным сказанием можно считать сагу Снорри Стурлусона «Хеймскрингла» («Круг земной»). В 19 веке такое жанровое обозначение использовал автор знаменитой «Саги о Форсайтах» Дж. Голсуори.
Не менее масштабным по охвату пространства и времени является роман. Это жанр в способах освещения разной проблематики более вариативен. Классическими примерами соединения эпопеи и романа являются «Тихий Дон» М. А. Шолохова и «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Роман может быть большим, например, как многотомное произведение М. Горького «Жизнь Клима Самгина», или компактным, как книга Е. Водолазкина «Брисбен».
Средней формой эпоса является повесть. Этот жанр закрепился в отечественной литературе в качестве лидирующего в период становления реализма, в первой половине 19 века. С того момента жанр повести обрел множество модификаций и разновидностей.
Например, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Повесть о Сонечке» М. И. Цветаевой.
Наиболее популярным среди малых эпических жанров в отечественной литературе является рассказ. Как правило, в рассказе речь идет об одном или нескольких персонажах, а события разворачиваются недалеко друг от друга и в короткий срок, фабула рассказа лаконична и проста. В современной литературе набирают популярность самые малые эпические жанры – эссе, краткие рассказы, этюды.
Современная жизнь требует быстроты и краткости, а время велеречивых преданий постепенно уходит в прошлое, однако эпос не стареет и продолжает развиваться.