«Золотой век» римской литературы – это период между 44 г. до н.э. и 14 г. н. э. (между смертью Цезаря и смертью Августа).
Общая характеристика «золотого века» римской литературы
Эпоху правления Августа называют золотым веком римской культуры. Сам император интересовался литературой и поэтому поддерживал и поощрял писателей. С давних времен Август был знаком с Гаем Цильнием Меценатом, влиятельным человеком в государстве. Он внес значительный вклад в развитие римской культуры, оказывал поддержку талантливым людям.
В 16 г. до н.э. Меценат, скопивший значительное богатство, отошел от политики и стал тратить средства на устройство жизни римских ученых, писателей и артистов. В этом он достиг значительного успеха.
После смерти Мецената его фамилией стали называть состоятельных людей, покровительствовавших искусству.
Поддержкой Мецената пользовался Публий Вергилий Марон, автор знаменитой «Энеиды».
Квинт Флакк Гораций – еще один известный писатель того времени. Произведения Горация привлекли внимание императора, благодаря чему он стал известным в римском обществе. Оды, сатиры и небольшие поэмы, созданные Горацием, пользуются популярностью и в наше время.
Публий Овидий Назон был последним из великих поэтов золотого века. Он обладал независимым состоянием и наслаждался жизнью. Его произведения пользовались популярностью и обеспечивали поэта доходом, который позволял окружить себя роскошью. Наиболее известная книга Овидия – «Метаморфозы» - пересказ греческих мифов на латыни.
Наиболее известным прозаиком золотого века был Тит Ливий. Несмотря на то, что он был республиканцем, Август относился к нему хорошо, так как Ливий никогда не вмешивался в политику. Он по заказу Августа написал 142 тома истории Рима. Несмотря на то, что сохранилось всего 45 томов этого труда, Ливий остается самым популярным из римских историков.
Для поэзии и философии Древнего Рима характерен эклектизм. Формирование древнеримской культуры происходило в конфликте и одновременно в единстве с греческой цивилизацией.
«Метаморфозы» Овидия
Эпос Овидия «Метаморфозы» - одно из крупнейших произведений римской литературы. Он содержит 15 книг, над которыми поэт работал в 2-8 гг. н.э. Узнав о ссылке, поэт в отчаянии сжег свой труд. Текст «Метаморфоз» восстановлен по спискам друзей.
В композиционном отношении эпос Овидия представляет собой «песнь» от начала мира до времен Овидия и образует широкое мифологическое полотно. «Метаморфозы» послужили своеобразной энциклопедией для многих поколений читателей.
Поэма делится на несколько блоков:
- Фиванская тематика;
- Афинская тематика;
- Трояно-римская тематика.
В первой части поэмы Овидий излагает мифы о сотворении мира, во второй – любовные приключения богов, описание мирового пожара, катастрофы, которая по масштабу сопоставима с потопом в первой книге. В третьей части пересказываются мифы фиванского цикла. Четвертая часть посвящена мифам о Персее. В пятой части Овидий описывает «божественный гнев». Шестая часть – «афинская». В седьмой части поэт рассказывает о подвигах Геракла. Восьмая часть – о благочестии и противоестественной любви. В девятой части излагается генеалогия героев, начиная с Орфея и заканчивая отцами вождей, отправившимися под стены Трои. В десятой части пересказывается история Троянской войны. Одиннадцатая часть посвящена приключениям и подвигам Энея. Заключительная двенадцатая часть – предыстория Рима.
С точки зрения жанра, произведение Овидия – это сплав многих разновидностей поэтического творчеств. Например, здесь есть:
- Риторические отрывки (спор Аякса и Улисса);
- Сюжеты в духе александрийского эпиллия (история Филемона и Бавкиды);
- Сюжет об Орфее;
- Пародия на буколики Вергилия и Феокрита и т.д.
Язык «Метаморфоз» отличается изяществом и легкостью, а кажущаяся близость к повседневному языку скрывает кропотливую, тщательную работу. Овидию не свойственна патетичность, поэт в самых трагических местах не может удержаться от острот. Он выстраивает несколько классических схем для каламбуров, которыми очень широко пользуется.
Перу Овидия, кроме «Метаморфоз», принадлежит ряд не менее известных произведений: «Лекарства от любви», «Наука любви», «Фасты», «Скорбные элегии», «Письма с Понта».
Поэтика идиллии
Марон Публий Вергилий является одним из величайших римских поэтов. Он подражал дидактическим поэмам Арата и Гесиода, пасторалям Феокрита и эпосу Гомера и вывел эти три жанра на новый уровень. На фоне традиционной пасторальной идеализации Вергилий в своих «Эклогах» затрагивает ряд актуальных проблем, а в «Георгиках» трансформирует сухой дидактизм в панегирик Италии. В «Энеиде» Вергилий подчиняет эпос изображению патриотической темы.
Поэт работал в рамках эллинистической поэзии и расширил ее языковые и стилистические возможности, сформировал собственный поэтический стиль.
В Средние века Вергилия считали волшебником и пророком, Данте выбрал его в качестве проводника сквозь Ад и Чистилище. «Энеида» Вергилия являлась образцом для латинского средневекового эпоса, а затем для классического эпоса эпохи Возрождения.
В «Георгиках» и «Буколиках» Вергилия формируется поэтика идиллии.
Гораций опирается на традиции греческой и римской литературы. поэт возводит лирический жанр на небывалую высоту. Для своих произведений он использует многие размеры греческой лирики. Язык Горация изящен и чужд архаизирующих элементов, в отличие от Вергилия. В послания и сатирах, которые Гораций поэзией не считал, язык ближе к разговорному, свободнее лексически и грубее.
Для любовной поэзии Горация характерны мотивы умиротворения и спокойствия. Творческое наследие Горация включает 10 книг.
В отличие от техники современных поэтов, которые самые эффектные строки приберегают к концу, Гораций начинает произведение с них. В своей эстетике он ценит прежде всего соразмерность и равновесие, что делает его одним из любимых поэтов классицизма.